LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



А.Н. Толстой

ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич, граф (1882-1945). Видный рус. сов. прозаик и общественный деятель, более известный произв. др. жанров, один из ведущих отечественных авторов 1920-40-х гг., оценка личности к- рого в последние годы претерпела кардинальные изменения; классик сов. НФ. Род. на хуторе Сосновка (Самарской губ.), учился в СПБ на инженера-технолога, но в 1901 г. оставил учебу, целиком посвятив себя лит. труду. В 1919 г. эмигрировал в Германию, вернулся в Россию в 1923 г. Акад. АН СССР. Лауреат Гос. премии СССР (1941, 1943, 1946). В сов. период тв-ва Т. быстро завоевал статус "классово прозревшего" писателя, поставившего перо "на службу трудовому народу", официально признанного классика сов. лит-ры. В последнее время этот широко распространенный миф рассеялся, уступив место более прозаическому образу - нашедшего удобную экологическую нишу прагматика, соц. приспособленца, своим авторитетом в значительной мере создававшего "благопристойный" фасад сталинскому террору. Помимо естественного желания жить на родине, Т., будучи патриотом- "державником", интуитивно увидел в большевиках правопреемников великодержавной идеи, что во мн. определило его политич. лояльность. Эта во всех отношениях двойственная общественная позиция не отменяет худож. достижений Т., мн. из к-рых входят в золотой фонд отечественной лит-ры 20 в.; также трудно отрицать вклад писателя в становление сов. НФ. Последний определяется, в осн., двумя значительными НФ романами - написанной еще в эмиграции "Аэлитой" (1922- 23 - "Аэлита (Закат Марса)"; 1923) и "Гиперболоидом инженера Гарина" (1925-26; фрагм. 1927 - "Гарин-диктатор"; 1933; испр. 1939); оба произв. многократно переизд. и были экранизированы. Сюжет "Аэлиты" явно навеян "марсианским" циклом Э.Берроуза, хотя критика оперативно указала на принципиальные различия "нашей" "космической оперы" (правильнее определить жанровую принадежность произв. и Э.Берроуза, и Т., как "героическую фэнтези" или фантастику "меча и волшебства") от "бурж."; несомненно, в процессе работы на автора оказали влияние модные в то время мистицизм и оккультизм (в част., гипотеза о жителях легендарной Атлантиды, переселившихся на Марс), а также знакомство с идеями К.Циолковского . Сюжетно это история полета на Марс инженера-изобретателя Лося и красноармейца Гусева, попытавших там удачу: первый - в любви к прекрасной местной девушке-принцессе , второй - в "экспорте революции" ; но оба - безуспешно. Критики-современники приняли роман прохладно (даже симпатизировавшие автору К.Чуковский и Ю.Н.Тынянов), выделив, правда, образ Гусева; однако время и читатели изменили эту позицию: роман превратился в одну из самых читаемых книг в сов. НФ, а самым привлекательным образом стала героиня, давшая роману название. Символ неземной (во всех смыслах) любви, побеждающей пространство и время (в переработках для дет. изд. она, разумеется, сведена лишь к платоническим "вздохам"), оказался особенно созвучен молодому читателю 1960-80-х гг., когда именем марсианской принцессы назывались малые планеты и молодежные кафе; это имя принадлежит и первой сов. премии НФ, присуждаемой с 1981 г. В отличие от "Аэлиты", остросюжетный (и в лит. отношении более эклектичный и "сырой") роман "Гиперболоид инженера Гарина" принадлежит определенной лит. традиции, уже вполне сложившейся к тому времени, - т.н. "красному Пинкертону". Герой романа - изобретатель Гарин - с помощью прибора, обеспечивающего концентрацию теплового луча, пробивается к неиссякаемым запасам золота в земной коре, привлекает на свою сторону амер. финансового воротилу и, грозя миру экономической катастрофой, становится диктатором; однако его властолюбивые амбиции вовремя остановлены сов. чекистом Шельгой, поднявшим восстание рабочих . Критики и специалисты-ученые отмечали необыкновенную для своего времени науч. достоверность придуманного Т. "гиперболоида", в осн. чертах предвосхитившего совр. лазер ; меньшее внимание уделялось образу Гарина - по сути, фашиствующего идеолога-властолюбца, вооруженного новейшими достижениями науки; фигуры, появившейся не в 20 в., но именно в 20 в. представившей наиб. общественную опасность . Ряд созвучных сюжетных деталей можно найти и в менее удачной повести Т. - "Союз пяти", впервые изд. в сб. "Союз пяти" (1925). К НФ Т. обращался также в ряде драматических произв.: пьесе "Бунт машин. Сцены" (1924), представляющей вольную переработку знаменитой пьесы К.Чапека "R.U.R.", комедии "Фабрика молодости" (1930), а также написанной в соавт. с П.С.Сухотиным пьесе о грядущей войне - "Это будет" (1930). Классикой отечественной дет. лит-ры стала сказка Т., навеянная повестью итал. писателя Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" (1883), но по сути представляющая собой самостоятельное произв., - "Золотой ключик, или приключения Буратино" (1935; 1936).





Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz