|
|
| |
В.В. Маяковский
|
(1893-1930) - поэт.
Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки.
События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой.
После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11 месяцев.
Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи. Социальная и художественная ситуация России 1910-х годов поставила Маяковского перед выбором - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. Маяковский выбрал футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия. "Хочу делать социалистическое искусство", - так определил поэт цель своей жизни уже в 1910 году.
В ранних стихотворениях Маяковского появляются контуры лирического героя, который мучительно и напряженно стремится познать самого себя ("Ночь", "Утро", "А вы могли бы?", "От усталости", "Кофта фата"). В стихотворениях "Нате!", "Вам!", "Ничего не понимаю", "Вот как я сделался собакой" реальное историческое содержание: здесь лирический герой сознательно стремится быть "чужим" в чуждом ему мире. Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска - сочетание правдоподобности и фантастики.
В 1913 году поэт работает над первым крупным произведением, своеобразным драматургическим вариантом ранней лирики - трагедией "Владимир Маяковский". Б. Пастернак писал: "Трагедия называлась "Владимир Маяковский". Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но - предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания".
Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится поэма "Облако в штанах" (первоначальное название "Тринадцатый апостол"). В этой поэме Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.
В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создает сатирические гимны ("Гимн судье", "Гимн здоровью", "Гимн обеду", "Гимн взятке", "Гимн критику").
В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы "Война и мир", "Человек". Предчувствие грядущих революционных потрясений вселяло уверенность в скором осуществлении этих предсказаний. Маяковский предугадал в "Войне и мире" моральный образ будущего, он верил, что человек будущего будет свободным. А в поэме "Человек" автор продолжает эту тему. Человек свободный, "настоящий" приходит на Землю, но она, "окаянная", оковывает его, противопоставляя "океану любви" "золотоворот денег". Герой поэмы страстно сопротивляется законам бытия, и в конце произведения чувствуется ощущение неизбежного, близкого краха старого мира.
Маяковский восторженно приветствовал Октябрьскую революцию: "Моя революция", и это определило характер его творчества в послеоктябрьский период. Он стремился дать "...героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи". Он пишет стихи, славящие строительство коммунизма, советского человека, социалистическую Родину.
В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом. Заграничные стихи Маяковского - важная часть его творческого наследия.
В 1918 году поэт пишет "Мистерию-буфф", в 1921 - "150 000 000", в 1923-1924 гг. - "IV Интернационал". В В. И. Ленине Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека будущего и посвятил ему поэму "Владимир Ильич Ленин" (1924).
Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах "Клоп" (1928) и "Баня" (1929, персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра.
В 1925 году поэт отправляется в Америку. Это была его шестая заграничная поездка. Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925-1926 годах: "Товарищу Нетте - пароходу и человеку", "Блэк энд уайт", "Стихи о советском паспорте", "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", "Бродвей" и другие.
В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму "Хорошо", которая стала одним из крупнейших завоеваний социалистического реализма.
Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение "Что такое хорошо и что такое плохо" (1925).
Поэт не успел завершить задуманную поэму о пятилетке "Во весь голос" (1930). Было написано лишь вступление.
"Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу", - так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. "Жизнь прекрасна и удивительна!" - таков мотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, подмечая в жизни ростки нового, прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще "очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг". Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам.
Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|