|
|
| |
А.П. Платонова - "КОТЛОВАН"
|
Повесть начинается с того, что Вощев в день тридцатилетия увольняют с механического завода за
его «задумчивость среди общего темпа труда»: он размышлял о «плане
всеобщей жизни» в надежде «выдумать что-нибудь вроде счастья».
Отправившись странствовать, В. приходит в город, до вечера бродит по
нему, а ночью засыпает на пустыре; однако его будит косарь, расчи-
щающий площадку для нового строительства, и по его совету В. идет в
барак к рабочим, а утром вместе с ними отправляется копать котлован.
Поработав несколько дней, герой вновь тоскует и говорит землекопам:
«Говорили, что все на свете знаете, а сами только землю роете и спите!
Лучше я от вас уйду — буду ходить по колхозам побираться: все равно
мне без истины стыдно жить». Он думает: «Лучше б я комаром родился:
у него судьба быстротечна». Постепенно В. «от истощения тяжелым
трудом» смиряется с тоской. Глядя на приведенную Чиклиным девочку-
сироту Настю, В. надеется, что «это слабое тело, покинутое без родства
среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла
жизни, и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню». Через
некоторое время В. уходит со строительства в деревню, «скрывается в
одну открытую дорогу»; вскоре возвращается, принося весть об
убийстве Сафронова и Козлова, отправившихся для организации
колхоза. Потом вместе с Чиклиным вновь отправляется в деревню.
Ночуя вместе с Чиклиным, В. говорит ему: «Мне страшна сердечная
озадаченность <...> Мне все кажется, что вдалеке есть что-то особенное
или роскошный предмет, и я печально живу». После раскулачивания В.
собирает по деревне «все нищие, отвергнутые предметы, всю мелочь
безвестности и всякое беспамятство — для социалистического
отмщения. <...> со скупостью копил в мешок вещественные остатки
потерянных людей». После того как Чиклин убивает Активиста (т. е.
председателя колхоза), Вощев остается вместо него; он говорит
крестьянам: «Теперь я буду за вас горевать!» Однако через некоторое
время В. и «весь колхоз» являются на котлован: по словам героя,
«мужики в пролетариат хотят зачисляться». Увидев мертвую Настю, В.
не понимает, «зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина
всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в
котором истина стала бы радостью и движением».
Жачев — безногий калека, инвалид первой мировой войны,
передвигающийся на тележке. «Зубов у инвалида не было никаких, он
их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный
остаток туловища; его коричневые, скупо отверзтые глаза наблюдали
посторонний для них мир с жадностью обездоленности, с тоской
скопившейся страсти». Персонаж отличается крайней агрессивностью,
основанной на «классовой ненависти». Жачев еженедельно
отправляется к Пашкину, «дабы получить от него свою долю жизни» —
т. е. некоторое количество продуктов. Однако полученные продукты
сам Ж. не употребляет (сливочным маслом, например, смазывает колеса
своей тележки): «он нарочно стравливал продукт, чтобы лишняя сила не
прибавлялась в буржуазное тело, а сам не желал питаться этим зажи-
точным веществом». От Пашкина Ж. направляется к Чиклину, ибо
соскучился по нему; говорит, что хотел бы сжечь город, ибо его, Ж.,
«нахождение сволочи мучает». Когда ночью в барак к рабочим
приходит тоскующий в одиночестве Прушевский, Ж. в качестве
утешения предлагает ему «буржуйской пищи». Герой уверен, что новое
общество надо строить лишь для детей. Увидев приведенную Чиклиным
девочку, Ж. решает, что «как только эта девочка и ей подобные дети
мало-мало возмужают, то он кончит всех больших жителей своей
местности <...> убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в
живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство». Ж.
начинает возить Настю в детский сад. Когда Прушевский отправляется
в колхоз к Чиклину и Вощеву, Ж. вместе с Настей отправляется вместе с
ним. По поручению Чиклина Ж. «ликвидирует кулаков в даль» —
отправляет их по реке на плоту. Позже, во время безостановочной
автоматической пляски колхозников, Ж. останавливает их, по очереди
опрокидывая на землю, как механических кукол. Когда Настя
простужается и заболевает, Ж. вместе с Чиклиным доставляют ее на
котлован. Когда девочка умирает, Ж. говорит Чиклину, что теперь не
верит в коммунизм: «...я урод империализма, а коммунизм — это
детское дело, за то я и Настю любил... Пойду сейчас на прощанье
товарища Пашкина убью.
И Жачев уползает в город, более уже никогда не возвратившись на
котлован».
Пашкин Лев Ильич — советский чиновник-бюрократ, председатель
окрпрофсовета, В имени и отчестве персонажа комично сочетаются
ассоциации одновременно с Троцким и Лениным. Явившись на
строительство, П. упрекает землекопов за то, что «темп тих»; позже
присылает дополнительную партию рабочих, набранную из случайных
людей. П. приезжает на строительство через день — сперва верхом,
затем на автомобиле. Благодаря его бюрократической «заботе», в бараке
землекопов установлен «радиорупор, чтобы во время отдыха каждый
мог приобретать смысл классовой борьбы из трубы». Когда отстающий
землекоп Козлов делает общественную карьеру и превращается в
профсоюзного чиновника, П. сам привозит его на котлован в автомоби-
ле. П. предлагает мастеровым отправиться в деревню для борьбы с
кулачеством и проведения коллективизации. Когда котлован, вырытый
по предварительному проекту, готов, П. докладывает «главному
революционеру в городе», что запроектированный дом мал и не вместит
всех пролетариев; «главный» распоряжается, чтобы котлован был
расширен вчетверо, но П. по собственной инициативе приказывает
увеличить его в шесть раз. Инженера Прушевского П. также направляет
в колхоз. В конце повести Жачев, терроризировавший П., высказывает
намерение убить его, однако судьба П. остается неизвестной.
Прушевский — инженер, производитель работ; о герое говорится,
что это «не старый, но седой от счета природы человек». Он сам
«выдумал» идею «общепролетарского дома» и руководит его
строительством: по его проекту «через год весь местный класс
пролетариата выйдет из мелкоимущественного города и займет для
жизни монументальный новый дом»; однако П. не в состоянии
«предчувствовать устройство души поселенцев общего дома». Герой
давно ощущает, что достиг предела понимания «этого» мира, и поэтому
постоянно предается размышлениям о смерти. Вечером, сидя в
одиночестве в канцелярии, П. вспоминает, как «когда-то, в такой же
вечер, мимо дома его детства прошла девушка, и он не мог вспомнить
ни ее лица, ни года того события, но с тех пор всматривался во все
женские лица и ни в одном из них не узнавал той, которая, исчезнув, все
же была его единственной подругой». Ночью П. от тоски одиночества
приходит в барак к рабочим: «Мне дома стало грустно и страшно».
Потом ложится спать на место бодрствующего Чиклина, которому
рассказал о некогда встреченной им девушке. Чиклин приводит П. к
мертвому телу умершей дочери бывшего хозяина завода, утверждая, что
она и была той самой девушкой. Позже, гуляя в поле, П. видит на
горизонте (неясно, наяву или нет) белый светящийся город. Придя
после этого в канцелярию, он садится «за составление проекта своей
смерти». Однако в это время Чиклин приводит мужика, который просит
вернуть его деревне впрок заготовленные и спрятанные в земле гробы,
которые были найдены землекопами. П. приказывает вернуть гробы.
Получив от Пашкина приказание увеличить котлован вшестеро по
сравнению с первоначальным проектом, П. направляется на
строительство, однако выясняется, что Чиклин уехал в деревню. Позже
П. пишет ему письмо, сообщая, что Настя ходит в детский сад, а сам он
скучает по Чиклину. По распоряжению Пашкина П. отправляется в
колхоз; вместе с ним отправляются Жачев и Настя. В колхозе П. также
чувствует себя одиноким: «Он не знал, зачем его прислали в эту
деревню, как ему жить забытым среди массы, и решил точно назначить
день окончания своего пребывания на земле». Однако к нему обраща-
ется одна из деревенских девушек, идущих в избу-читальню, и
Прушевский идет с ними, чтобы учить их. Вернуться на котлован он
отказывается.
Сафронов — один из мастеровых, изначально отличающийся
склонностью к абстрактным и поучительным рассуждениям (ср. его
«вежливо-сознательное лицо» «с улыбкой загадочного разума»). Как и
другим героям повести, С. знакомы сомнения в перспективности
преобразовательных усилий перед лицом «всемирной невзрачности»,
однако они вытесняются рационально-бюрократическим
мировоззрением. Прощаясь с Козловым, решившим делать карьеру по
общественной линии, С. говорит ему: «Ты теперь как передовой ангел
от рабочего состава, ввиду вознесения его в служебные учреждения». С.
предлагает установить в бараке радио «для заслушания достижений и
директив» — впрочем, соглашается и на предложение Жачева привести
вместо радио девочку-сиротку: «Доставь нам на своем транспорте эту
жалобную девочку — мы от ее мелодичного вида начнем тоже
согласованно жить».
И С. остановился перед всеми в положении вождя ликбеза и
просвещения, а затем прошелся убежденной походкой и сделал активно
мыслящее лицо». Герой неоднократно выступает с казенно-
оптимистическими сентенциями; в частности, он заявляет: «Мы должны
бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура
капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра
классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!» В репликах С.
различимы отголоски расхожих политических лозунгов — о
«ликвидации кулачества как класса», «обострении классовой борьбы» и
т. п. Вместе с Козловым, превратившимся в профсоюзного активиста, С.
отправляется в деревню для помощи в организации колхоза (аналогия с
движением «двадцатипятитысячников»); оба они убиты «кулаками».
Чиклин Никита — пожилой рабочий, старший артели землекопов.
Труд — основа жизни Ч.; он склонен продолжать работу даже после
того, как рабочий день кончается. Герой одинок; ночью он вспоминает,
как «в старое время», когда он работал на кафельно-изразцовом заводе,
«дочь хозяина его однажды моментально поцеловала». Когда
Прушевский рассказывает Ч. о девушке, встреченной однажды в
юности, Ч. сразу догадывается, что это была «дочь кафельщика», и
говорит: «У нас с тобой был один и тот же женский человек». Чтобы
излечить Прушевского от тоски, Ч. намеревается найти и привести эту
женщину; он идет на заброшенный кафельный завод, где в одном из
помещений старого здания действительно находит ее лежащей на полу.
Вскоре она умирает, а ее дочь Настю Ч. приводит в барак к строителям.
Он ведет Прушевского посмотреть на останки некогда встреченной
девушки, после чего заваливает дверь помещения, где она лежит,
кирпичом и камнями, поясняя Прушевскому: «Мертвые тоже люди».
Когда землекопы находят в овраге сто пустых гробов, спрятанных
крестьянами впрок, Ч. забирает два из них для девочки: один в качестве
кровати, другой — для игр, в качестве «красного уголка». Когда Вощев
прибывает из деревни с известием об убийстве Сафронова и Козлова,
Ч., захватив два гроба, вместе с Вощевым отправляется в колхоз. Ночь
он проводит в сельсовете рядом с телами убитых, потом ложится спать
между ними. Утром, обращаясь к убитым, Ч. говорит: «Пускай хоть
весь класс умрет — так я один за него останусь и сделаю всю его задачу
на свете! Все равно жить для самого себя я не знаю как!..» Ч. убивает
мужика, который не может ответить ему на вопрос, кто убил Сафронова
и Козлова. На следующий день Ч. смеете с Вощевым отправляется по
деревне «искать мертвый инвентарь, чтобы увидеть его годность», посе-
щает несколько крестьянских изб и избу-читальню. Затем он заходит в
церковь, чтобы прикурить трубку от свечи, и встречает попа-расстригу,
доносящего на тех, кто приходит помолиться; узнав об этом, Ч. бьет его
в лицо. Во время собрания крестьян Ч. вместе с Вощевым строит плот
для «высылки» кулаков (он будет достроен Жачевым и Прушевским).
Вместе с Настей и «самым угнетенным кулаком» — медведем-
молотобойцем — Ч. проводит раскулачивание. Позднее, узнав, что
медведь в кузнице продолжает работать ночью, Ч. идет туда, чтобы
помочь ему. Поняв, что Настя заболела, Ч. собирает для нее теплую
одежду и укутывает. Когда Активист (т. е. председатель колхоза)
забирает свой пиджак, которым укрыта Настя, Ч. одним ударом убивает
его. Затем вместе с Жачевым, Настей и крестьянином Елисеем он
возвращается на котлован. В жару Настя просит принести ей «мамины
кости», и Ч. выполняет ее просьбу. Настя целует Ч. — так же внезапно,
как некогда это сделала ее покойная мать, когда была девушкой. Ночью
Настя умирает. Поскольку из деревни пришел в полном составе «весь
колхоз» во главе с Вощевым, Ч. решает, что котлован должен быть еще
шире и глубже: «Пускай в наш дом влезет всякий человек из барака и
глиняной избы». Он работает до ночи и всю ночь, а в полдень начинает
копать и долбить «в вечном камне» могилу для Насти, где хоронит ее
один.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|