LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Лекции по истории - Буржуазные реформы второй половины XIX века

Реформы 60-70-х годов


Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образо-вания, финансов, в военном деле. Наиболее последовательной буржуазной реформой Александра II считает-ся Судебная реформа 1864 г. .. По этой реформе вводились демократи-ческие принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на защиту обвиняемого, состязание сторон (защиты и обвинения), несменяемость судей. Содержание реформы излагалось в четырёх документах: "Устав уголовного судопроизводства", "Учреждение судебных установлений" и "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями". Вся судебная система делилась на две части: общую и местную. К местной относилась мировая юстиция. Для её осуществления каждый уезд был поделён на участки, в которых учреждались камеры мировых су-дей. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. Для вы-боров в судьи необходимо было обладать определённым имуществен-ным и образовательным цензом. Кроме мировых судей, избирались по-чётные, помогавшие мировым в работе и заменявшие их во время отсут-ствия. В компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам, наказание по которым не превышало 3-х месяцев тюремного за-ключения или 300 руб. штрафа. Обжаловать решение мирового судьи можно было перед Съездом мировых судей, состоявшем из мировых и по-чётных судей уезда. Жалобы на решения Съезда мировых судей могла приноситься в высший судебный орган страны - Сенат. В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой бы-ли окружные суды. Вся территория страны делилась на округа (в губер-нии, например, в зависимости от её размера могло быть несколько таких округов), в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из трёх профессиональных судей (один из них - председательствующий). В окружном суде было два отделения: по гражданским и по уголовным су-дам. Наиболее сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцати присяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение отдельно и оно называлось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, неви-новен или виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятый с участием присяжных заседателей, мог быть обжалован только в случае новооткрывшихся обстоятельств (пример ра-боты такого суда - в романе Л.Толстого "Воскресение"). Следующей судебной инстанцией в этой системе были Судебные палаты. Они состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела в них решались коллегией из трёх человек при участии сословных предста-вителей,которыми являлись губернский или уездный предводители дво-рянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (выне-сенных без участия присяжных заседателей). Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отне-сённые к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решения ниже-стоящих судов. Для разрешения особо важных дел (государственных преступлений) по высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд. Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и ад-вокатура. На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена во-енно-судебная реформа. В 1865 г. был принят Закон о печати ., который смягчил цензурный надзор, установленный Николаем I. Толстые книги размером более 160 стр. (оригинальные) и переводные размером 320 стр. не цензурировались, их издатели отвечали перед судом в том случае, если в книгах содержа-лись противоправные сведения. Первоначально они получали предупреж-дение и только при повторном нарушении им грозило закрытие. В результате реализации этого закона о печати в России начала склады-ваться радикальная журналистика. Александр II провёл две серьёзные реформы местного уп равления .: Зем-ская 1864 г. и Городская 1870 г. Земская Реформа 1864 г. . вводилась на местах "для обеспечения земских польз и нужд" и предусматривала созда-ние выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собра-ний, избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензо-вым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и обладали распорядительными и директивными функциями. По-стоянными исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости от размера территории, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов вхо-дило практически всё руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная промышленность, тюрьма, здравоохранение и про-свещение. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях.Городская реформа 1870 г. . заменяла сословные городские Думы екате-рининских времён выборными органами городского самоуправления, из-бираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами город-ского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распоряди-тельными функциями, и городские управы, наделённые исполнительны-ми полномочиями. Число членов городских дум зависело от количества жителей города. Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организа-ция рынков, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и просвещении. Александром II была проведена военная реформа ., разработанная воен-ным министром П.Милютиным. 1 января 1874 г. был утверждён " Устав о воинской повинности". Вместо рекрутской вводилась всеобщая воин-ская повинность, которой подлежали все мужчины, достигшие 21 года. Срок действительной службы в сухопутных войсках был равен шести го-дам, а на флоте - семи. Отслужившие действительную службу зачисля-лись в запас на оп ределённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование, а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки. Предусматривались и случаи освобождения от службы (например, по принципиальным положениям той или иной рели-гиозной конфессии). Потребности капиталистического развития страны и расстройство финан-сов в годы Крымской войны требовали упорядочения финансового дела. Проведение в 60-х годах серии финансо вых реформ . было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Не была изменена сословная направленность финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранилась старая, введён-ная ещё Петром I, подушная подать для крестьян, мещан, ремесленни-ков. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены. Бывшие помещичьи, удельные и государст-венные крестьяне несли всю тяжесть оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных повинностей. Подушная подать. оброчные и выкупные платежи в 60-70-х годах XIX в. составляли свыше 25% государственных доходов, однако основная часть этих доходов приходилась на косвенные налоги, которые также выплачивало податное население. Более 50% расхо-дов в госбюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 0.1 госбюджета. Капиталистическое развитие страны, рост промышленности,торговли, сельского хозяйства, транспорта, внедрение в эти отрасли новых техно-логий требовали расширения народного образования .. Само осуще-ствление буржуазных реформ в сфере управления, суда, военного дела было невозможно без увеличения числа грамотных людей и расшире-ния числа учебных заведений. Подготовка реформы начального и среднего образования продолжа-лась три года. 14 июня 1864 г. было издано "Положение о начальных на-родных училищах". По этому положению разрешалось открывать началь-ные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существова-ло три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерст-вом народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские. 19 ноября 1864 г. был утверждён новый устав гимназий. В него был вве-дён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за вы-сокой платы обучение фактически было доступно преимущественно вы-ходцам из имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гу-манитарное образование, изучение классических языков; после них - по-ступление в университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них преимущественно в высшие технические учебные заведения). 10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий - значительный шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Особую известность получили Бестужевские высшие кур-сы в Петербурге, дававшие наиболее основательное образование. К реформе высшей школы . правительство приступило в 1861 г. под не-посредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. был утверждён новый устав, предоставлявший университетам довольно широ-кую автономию. Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для моло-дого российского капитализма, однако уровень неграмотности в стране был и в начале века недопустимо высок. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных составлял 22.3% (к 1917 г. - 31.9%). К марту 1881 г. либеральный деятель Лорис-Меликов под готовил проект государственных реформ, содержавший не только программу админист-ративных, но и широких экономических преобразований. Намерения при-влечь цензовую общественность к подготовке реформ означало стремление правительства расширить свою социальную базу. 28 февраля Александр II подписал "Манифест" о преобразовании Государст-венного Совета, участии в нём народных представителей, что могло при-вести к превращению страны в конституционную монархию. Однако 1 марта 1881 г. царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневиц-ким. После убийства Александра II его сын Александр III (1881-1894) . заявил о себе как о "железном государе", и с либеральными реформами было покончено. "Манифест" был разорван. Либералы: министр внутрен-них дел Лорис-Меликов, военный министр Милютин, великий князь Константин ушли в отставку. На их место пришли консерваторы: Побе-доносцев, Толстой, Катков. Правление Александра III традиционно назы-вается периодом контрреформ, урезавших дарованные прошлым царство-ванием экономические и политические свободы. Были ограничены го-родские, земские, цензурные, университетские свободы.




Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz