|
|
| |
Лекции по истории - Советское общество в послевоенные годы (1946-1964 гг)
|
Международное положение и внешняя политика Советского государства
(1946 - 1964 гг.) Послевоенное двадцатилетие - важный период в мировом развитии. В эти годы все более отчетливее стали обозначаться глобальные процессы, надолго определившие развитие мира, такие как: научно-техническая ре-волюция, крушение старого колониализма, ядерное противостояние двух самых крупных держав - СССР и США. Для советского общества это время величайшего напряжения духовных и физических сил народа, вре-мя героическое и трагическое, время надежд и разочарований. 1. Международное положение и внешняя политика Советского государства. Советский Союз вышел из войны победителем, он представлял собой са-мую могущественную в военном отношении державу. Авторитет госу-дарства, внесшего самый крупный вклад в разгром германского фашизма, неизмеримо возрос. Война показала жизнестойкость нового обществен-ного строя, способность советского руководства мобилизовать усилия всего многонационального народа на решение исторических задач. Осво-бождение многих европейских государств от германской оккупации, спа-сение миллионов людей создавало образ народа - освободителя, запечат-ленного монументом в Берлине. Война вызвала серьезные геополити-ческие изменения .. а) Изменилось соотношение сил между ведущими державами. США превратились в сверхдержаву, претендующую на миро-вое господство. Германия, Япония и Италия потерпели поражение, на их территории были размещены оккупационные войска. Потеряла свое до-военное могущество Франция. Позиции Англии оставались сильными, но это во многом основывалось на былом могуществе. Принципиально но-вым явлением стал взлет могущества СССР, несмотря на разруху и огром-ные потери. Советский Союз превратился в главное действующее лицо международных отношений. Это вызвало коренные изменения в сфере мировой политики. Решающим компонентом в ней теперь станови-лись взаимоотношения СССР и США. Если же говорить об экономическом соотношении сил СССР и США, то оно было не в пользу Советского Союза. Он был заинтересован в продол-жении советско-американского сотрудничества, основы которого были заложены еще в годы войны. Начиная с 1945 года советское руководство неоднократно обращалось к американскому правительству с просьбой о кредите, однако эта просьба оставалась без ответа. Экономическое пре-восходство США послужило важной причиной такого явления послевоен-ной политики, как "холодная война". В годы войны Соединенные Штаты значительно усилились. Потери аме-риканцев во второй мировой войне составили всего 450 тыс. человек. Население США за годы войны выросло, а не уменьшилось, приблизив-шись по численности к советскому (тогда как перед войной разница со-ставляла 60 млн.). В экономике США, которые были крупным поставщи-ком техники и вооружения, произошел настоящий скачок. Потенциал мощностей промышленности вырос на 50% , производство продукции увеличилось в два с половиной раза. Сельскохозяйственное производство выросло на 36%. Без учета СССР промышленное производ-ство США было большим, чем производство всех других стран вместе взятых. Создание и применение атомной бомбы значительно усилило претензии США на роль мировой сверхдержавы. Руководители США рассчитывали, что благодаря своему научному и техническому потенциалу им надолго удастся сохранить монополию на это смерто-носное оружие. Единственным препятствием на пути к мировой гегемонии США был Советский Союз, показавший в годы войны огромные военные возможно-сти. США не могли примириться с присутствием в модели мирового по-рядка новых революционных движений и стран просоветской ориента-ции. Это порождало все возрастающую вражду США и СССР. Инициа-тором нового антисоветского похода выступил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль. В речи, произнесенной в марте 1946 г. в американском городе Фултоне, он сформулировал задачу соз-дания союза Британской империи и США против советской угрозы. Он представил мир расколотым надвое: на добро (Англия, США, Западные страны) и зло (СССР и его коммунистические агенты во всем мире). Это было объявление о конце антигитлеровской коалиции и о создании новой схемы международных отношений, где СССР занимал уже место не со-юзника, а противника. Год спустя была сформулирована доктрина Г.Трумэна, президента США, по подготовке ядерной войны против СССР. Началась "холодная война". Советское руководство приняло реше-ние ускорить работы по созданию атомной бомбы. Был образован спе-циальный комитет во главе с наркомом Ванниковым. В распоряжение комитета были переданы большие технические и финансовые средства. Политика "холодной войны" включала в себя такие действия, как военно-политическое давление, создание военных баз и военных блоков, идеоло-гическую пропаганду, балансирование на грани войны, массированную гонку вооружений. "Холодная война" продолжалась 45 лет, превратив мир в арсенал и полигон оружия массового поражения. б) Новым яв-лением мировой политики и международных отношений стал раскол Ев-ропы на две группы стран ., одна из которых ( Албания, Болгария, Венг-рия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) ориентировались на СССР, а другая - на США. Изгнание пособников фа-шистов вместе с приходом Советских войск подтолкнуло процесс ради-кальных политических и социальных изменений в странах Восточной Европы, которые выбрали путь социалистической ориентации. в) Со-ветское руководство проводило четкую дифференциацию в отношении бывших союзников и противников Германии. Первые, за исключением Болгарии, должны были выплачивать репарации. Советские войска до-вольно быстро были выведены из Чехословакии, Югославии и Болгарии. В ограниченном количестве они оставались на территории Румынии, Венг-рии, Польши. Советское влияние было обусловлено военным присут-ствием Советского Союза, его политической ролью в мировых отноше-ниях, а также экономической зависимостью Восточной Европы от СССР. Оно ускорило те социально-политические преобразования, начало кото-рых было положено в годы освобождения от фашизма. В странах Восточ-ной Европы были проведены глубокие реформы, которые изменили все социальные и политические структуры. Монархии, сохранявшиеся в Венг-рии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, были заменены респуб-ликами. Реформы проводились правительствами, созданными на базе национальных и народных фронтов, в которых коммунисты играли наи-более активную роль. На всех этих реформах, особенно в начальный пе-риод их реализации, лежал сильный отпечаток национальной специфики. Первые послевоенные годы были годами общего национального возрож-дения в этих странах, уровень жизни приблизился к довоенным стандар-там, инфляция была побеждена. Однако в некоторых странах, прежде все-го в Югославии, усилились тенденции к выбору самостоятельного пути развития. В результате, 25 октября 1949 года конфликт с руководством Югославии привел к разрыву дипломатических отношений с СССР.Важным фактором, ускорившим раскол Европы, был знаменитый план Маршалла (госсекретарь США). Суть его - в предоставлении европейским странам (независимо от того, на чьей стороне они воевали) безвозмездной экономической помощи с целью подтягивания их уровня к уровню США, укрепления экономических позиций США на Европейском континенте, подготовки экономических условий для интеграции. Политический смысл плана экономически подорвать всю европейскую политику СССР, которо-му Соединенные Штаты предъявили требование выплатить долги в сумме более 10 млрд. долларов за поставленную в годы войны технику и вооружение по ленд-лизу. Это означало открытое противоборство с Америкой, отказ от надежд получить у нее прямой заем, прекращение германских репараций. В результате страны Восточной Европы вынуждены были образовать единый фронт с СССР против США, что усилило раскол Европы. Благодаря американской помощи в Европе создавался блок запад-ных стран, враждебных СССР. Экономический союз, рожденный в рамках плана Маршалла, быстро превратился в политический и военный. 4 ап-реля 1949 года США и Канада подписали совместно с десятью западноев-ропейскими странами (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Норвегия, Дания, Исландия) Атлантический пакт (НАТО). В сентябре 1949 года на территории Германии, являвшейся окку-пационной зоной США, Англии и Франции, было создано сепаратное германское государство ФРГ, в нарушение послевоенных договоренностей о сохранении целостности германского государства. 7 октября 1949 года на территории Германии, являвшейся оккупационной зоной СССР, было создано государство - Германская Демократическая Республика. Раскол Европы завершился. г) Война изменила ситуацию и в странах третьего мира. . В период войны западноевропейские державы были вынуждены в значительной степени черпать материальные и людские ресурсы в своих колониях (индийцы воевали под английским флагом, африканцы в войсках генерала де Голля). Военные потребности воюющих держав в некоторой степени стимулиро-вали развитие промышленности в колониях, формировался рабочий класс и национальная буржуазия, что усиливало национально-освободительное движение. Существенную роль сыграло ослабление государств - метропо-лий в годы войны. Англия, ведущая колониальная держава, потеряла по-ловину своего флота и не могла уже эффективно контролировать свои владения. Важное значение имела также поддержка Советского Союза в освобождении Китая, Кореи от японского милитаризма, что в дальней-шем способствовало освобождению многих колониальных стран Азии. Социалистические страны оказывали помощь национально-освободительному движению. В 1947 году Индия добилась независимо-сти, хотя и ценой расчленения страны на две части (мусульманский Па-кистан и Индия), которые вошли в состав Британского Содружества. Страны Индокитая и Индонезии освободились от японских захватчиков. Сирия и Ливан отвергли восстановление власти французов. В 50-е годы освободительное движение развернулось в Африке. Началось крушение старого колониализма, что существенно изменило карту мира. д) Новым существенным фактором мировой политики стал рост влияния коммунистических и социалистических идей и партий ., сдвиг всей политической атмосферы влево. Это было вы-звано не только ростом авторитета СССР, но и тем, что в наиболее ре-шающие моменты схватки с фашизмом впереди оказывались коммуни-сты, возглавлявшие антифашистские силы сопротивления. Число коммунистов в мире за пределами СССР увеличилось с 1,5 млн.чел.в предвоенные годы,до 4,8 млн.в 1945-46 гг. 5(*) Доля голосов, поданных за коммунистов на выборах сразу после войны колебалась от 10 до 20% почти во всех западноевропейских странах. В 12-ти капиталисти-ческих странах коммунисты вошли в коалиционное правительство. Морис Торез (Франция) и Пальмиро Тольятти (Италия) стали вице-премьерами. В Великобритании в 1945 году на выборах победили лейбористы, а консерваторы во главе с Черчиллем проиграли выборную кампанию, не-смотря на авторитет своего лидера. Программа партии лейбористов пре-дусматривала национализацию важных секторов экономики. Аналогич-ные предложения выдвигались на Европейском континенте многим други-ми политическими силами. Установление государственной собственности на основные средства производства стало рассматриваться как вполне разумное требование, а не разрушение основ капитализма. е) Важней-шим результатом второй мировой войны явилось соз дание Организации Объединенных Наций (ООН) . - международной организации по под-держанию мира, безопасности и развитию сотрудничества между госу-дарствами. Устав ООН был предварительно разработан в 1944 году на конференции трех держав участниц антигитлеровской коалиции - СССР, США, и Великобритании Ме-ждународные отношения после второй мировой войны. Затем он был подписан 50-ю государствами на международной конференции в Сан-Франциско в июле 1945 года. Однако лидирующая роль принадлежала США, выделявшим крупные суммы на содержание ООН, что в дальнейшем во многом затрудняло осуществление провоз-глашенных в ее Уставе целей. Таким образом, Вторая мировая война положила начало кардинальным переменам во всем мире. Человечество вступило в новую полосу своего развития. Большой успех ожидал те страны, которые в силу объективных и субъективных причин смогли наиболее эффективно адаптироваться к новым условиям, быстрее "оседлать" научно-техническую революцию.
Основные направления внутренней политики в восстановительный период
Восстановление разрушенного войной хозяйства явилось первооче-редной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено с большими трудностями. Страна потеряла треть национального достояния, 25-27 млн. советских граждан. Резко сократилась численность мужчин 1910-1925 гг. рождения, многие женщины этой возрастной группы оста-лись без мужей, что привело к снижению рождаемости. Около 25 млн. чел. остались без крова, 32 тыс. предприятий было разрушено, 6,5 тыс. км железнодорожных путей выведено из строя, сократилось поголовье скота, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть поло-жения усугублялась страшной засухой 1946 года. Кроме чисто экономи-ческих трудностей война породила целый ряд социальных проблем, та-ких как возвращение к жизни миллионов, вернувшихся с фронта, угнанных в Германию, преодоление вооруженного сопротивления националистиче-ских формирований в западной части СССР и Прибалтике. Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", ко-торая потребовала огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что полу-чило название "революции в военном деле". Фактически страна была ли-шена мирной послевоенной передышки и сразу включилась в изнуритель-ную гонку вооружений. Уже через четыре года, в 1949 году, прошло испытание советской атом-ной бомбы. Учитывая новое военно-политическое состояние, возникшее с превращением СССР в ядерную державу, руководство США в 1949 году разработало секретный план "Дропшот", официальное название которого - "Американский план мировой войны против Советского Сою-за в 1957 году". Он предусматривал применение против СССР в течение первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб. В этом же году был создан военно-политический блок НАТО, объеди-нявший военные усилия западноевропейских государств, США и Кана-ды в борьбе против Советского Союза и его союзников. Год спустя, в 1950 году началась война между Северной Кореей, выбравшей путь социа-листической ориентации, и Южной Кореей. Перед руководством страны встала задача, подобная той, которая стояла после гражданской войны: какую избрать стратегию в экономической по-литике, где найти средства на восстановление, как решать социальные проблемы? На зарубежную помощь рассчитывать не приходилось, репа-рации СССР получил не в полном объеме, необходимо было также ока-зывать помощь странам социалистической ориентации. Выбор эконо-мической стратегии стал предметом дискуссии в высшем эшелоне вла-сти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего пла-на. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность в чрезвычайных ус-ловиях, в которых до этого времени приходилось существовать Совет-скому государству. Минусы ее заключались в том, что жесткая централи-зованная система, ориентированная на преимущественное развитие не-скольких базовых отраслей тяжелой промышленности и наличественные показатели, оказалась недостаточно мобильной в относительно спокой-ных условиях развития, мало восприимчивой к научно-техническому про-грессу. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с во-енно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к пере-довым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня. В первые послевоенные годы основными направлениями внутрен-ней политики . были следующие: - перестройка форм и методов госу-дарственно-партийного руководства; - демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию; - конверсия оборонной промышленности; - проведение денежной реформы; - принятие мер по улучшению жизни и быта со-ветских граждан; - осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства. Советское правительство развернуло активную деятельность по перехо-ду СССР от войны к миру. Одним из главных направлений была пере-стройка форм м методов государственно-партийного руководства стра-ной .. Введенное в начале войны чрезвычайное положение было отмене-но. Был упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления перешли к Совнаркому СССР. Также были упразднены дру-гие чрезвычайные органы, действовавшие в военные годы. Перестаива-лась работа Советов всех уровней. В 1946 году были проведены выборы в местные Советы, которые укрепили Советскую власть на местах и способствовали эффективному осуществлению мероприятий централь-ной власти. Правящая Коммунистическая партия также меняла формы своей работы, осуществив перераспределение коммунистов из военных ор-ганизаций в производственные. Произошли перемены в руководстве страны. После смерти М.И.Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Сове-та СССР был избран Н.М.Шверник. Совет Народных Комиссаров - прави-тельство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Предсе-дателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных ми-нистров. Важным направлением внутренней политики послевоенного времени явилась демобилизация Советских Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию. . Его важность обусловливалась тем, что дело касалось судеб миллионов людей. В конце войны Совет-ская Армия и Флот насчитывали более 11 млн. человек. Демобилизации первой очереди со второй половины 1945 года подлежали военнослу-жащие 13 возрастов призыва. После капитуляции Японии началась демо-билизация 10 возрастов второй очереди. Кроме того увольнялись лица, имевшие высшее и среднее специальное образование, студенты, учителя, воины, получившие 5 и более ранений, женщины - военнослужащие. В марте 1946 года началась демобилизация третьей очереди. Процесс де-мобилизации в основном завершился в 1948 году. Было демобилизовано 8,5 млн. человек. Уволенные обеспечивались единовременным денежным вознаграждением, бесплатным проездом, питанием в пути следования, полным комплектом обмундирования, им предоставлялась ссуда на строительство домов, работа по специальности с оплатой не ниже, чем до войны. Одновременно проводилась репатриация советских граждан, угнанных в Германию,и военнопленных. В мае 1945 года было заключено соглаше-ние с союзными державами о взаимной репатриации. К январю 1953 года на родину возвратилось 5,5 млн. советских граждан. Примерно 500 тыс. по разным причинам осталось за границей. К началу 50-ых годов из Советского Союза было репатриировано более 4 млн. иностранных граждан, в том числе 2 млн. немецких и 600 тыс. япон-ских военнопленных.В период проведения репатриации осуществлялась проверка по выяс-нению причастности к антисоветской деятельности: выявлялись немецкие полицаи, старосты, власовцы, участники карательных акций, пособники фашистов. По архивным данным в течение 1946 года в проверочно-фильтрационных лагерях проходили проверку 228 тыс. репатриантов. Из них было отправлено к месту жительства и передано в промышленность 199 тыс., а 30 тыс. подверглись дальнейшей проверке или были отправ-лены в исправительно-трудовые лагеря. 5 (*) Необходимым направлением перехода к мирной жизни явилась конверсия оборонной промышленности. . Она включала в себя определе-ние новых пропорций между отраслями, перераспределение рабочей силы и кадров, изменение структуры финансирования. Перепрофилировались наркоматы военной промышленности. На базе наркоматов танковой про-мышленности и боеприпасов были созданы наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат среднего машино-строения был преобразован в наркомат автомобильной промышленности, а наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения. Конверсия промышленности была проведена в рекордно короткие сроки - за 1,5 года. К концу 1946 года перевод промышленности на мирные рель-сы был в основном завершен. Развитие народного хозяйства тормозила ситуация в денежно-финансовой сфере. В 1945 году в обращении находилось в 4 раза больше денег, чем до войны. Инфляция снижала покупательную способность рубля. Поэтому в декабре 1947 года была проведена денежная реформа ., быстрая и по-всеместная замена денежных знаков на новые в ограниченных размерах. Одновременно СССР первым в Европе отменил карточную систему и пе-решел к единым госценам. В последующем до1953 года проводилось ежегодное снижение цен на продукты и товары народного потребления. Однако материальное положение советских людей оставалось тяжелым, по уровню жизни Советский Союз заметно отставал от развитых стран, хотя правительство последовательно проводило меро-приятия по улучшению жизни и быта советских граждан. Наиболее сложной задачей была хозяйственная. В марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР 2-ого созыва был принят 4 пяти-летний план восстановления и развития народного хозяйства. . Пяти-летка имела целью восстановление пострадавших районов страны, дос-тижения довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. Основной упор делался на развитие тяжелой промышлен-ности и транспорта. Восстановление разрушенного хозяйства стало величайшим подвигом советского народа, истощенного суровыми испытаниями войны. Оно бы-ло проведено в рекордные (немыслимые, по оценкам западных экспертов) сроки - в течение шести-семи лет. К 1950 году был превышен довоенный уровень в производстве чугуна, стали, угля, нефти, электроэнергии и це-мента. Тракторов было выпущено в 3 раза больше, чем в 1940 году. Однако не удалось преодолеть однобокость в развитии экономики. Сельское хозяйство получало средства на развитие по остаточному прин-ципу. Основные бюджетные ассигнования выделялись на перевооружение армии, флота и создание новых отраслей оборонной промышленности, таких как производство атомного оружия, ракетостроения, создание ре-активной авиации, зенитно-ракетных комплексов и радиолокации. Про-мышленность быстро развивалась, а деревня продолжала бедствовать. С фронта не вернулись наиболее сильные, работоспособные мужчины, большинство которых погибло в боях, было искалечено. Производитель-ные силы деревни были практически разрушены. Если в 1950 году ос-новные производственные фонды промышленности возросли на 41% по сравнению с 1940 годом, то в сельском хозяйстве лишь на 1%. 5 (*) Важным этапом послевоенного развития страны явился пяти-летний план развития народного хозяйства СССР (1951 1955). . Учиты-вая необходимость создания новой оборонной промышленности, произ-водства новейшего поколения вооружения и военной техники, основой которой стало ракетно-ядерное оружие, в ответ на развертывание в ги-гантских размерах гонки вооружений на Западе, Советское правительст-во было вынуждено главный упор сделать на рост тяжелой индустрии. Какая-либо помощь от Запада исключалась, особенно в условиях пря-мого военного столкновения в период войны в Корее (1950-1953 гг.). В целом объем промышленной продукции должен был возрасти на 70%, а уровень сельскохозяйственного производства на 40-50%. В результате напряженного труда советского народа объем валовой про-мышленной продукции увеличился на 85%. Вошли в строй около 3000 крупных промышленных объектов, в том числе Куйбышевская ГЭС, Че-реповецкий и Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Волго-Донской канал, в 1954 году была пущена первая в мире Обнинская атомная электростанция. Повышалось благосостояние народа. За 1946-1950 гг. был введен 201 млн. кв.м. жилья, что почти столько же, сколько за все довоенные пяти-летки, вместе взятые. В 5 пятилетке эти показатели удвоились. Однако плановые задания по развитию сельского хозяйства не были вы-полнены. Эта отрасль народного хозяйства продолжала отставать. В целом первые послевоенные пятилетки представляли собой крупный шаг на пути восстановления и дальнейшего развития народного хозяйст-ва СССР. Вновь проявила себя великая сила российского и всего совет-ского общества - патриотизм и трудовой героизм народных масс. Вместе с тем, жесткая централизация управления, строгая подчиненность огром-ного хозяйственного механизма одному центру сдерживала творческий потенциал масс. Углубилось противоречие между центром и регионами, между жесткой структурой вертикальной подчиненности и демократиче-скими тенденциями. Положение усугублял сложившийся культ личности И.В.Сталина, значительно возросший в годы Великой Отечественной войны. Страна стояла на пороге демократических пере-мен.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|