|
|
| |
Лекции по истории - Политические и экономические реформы 1985 -1991 гг
|
Обострение национальных отношений
Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия. . В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты . с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации .. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик . от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года. Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия. . В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты . с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации .. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик . от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|