LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Культура древней Греции; часть 2




ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА


Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жан-ра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы. Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия, актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различ-ные приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108] Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как Симонид Кеос-ский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического рода). Стиль Пиндара отличается тор-жественностью, пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохра-няющих еще связь с образной системой фольклора. Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно стремление приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни. Ему чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема - доблесть, но по-нимается она уже по-иному, не как совокупность традиционных качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте, соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характер-но, что среди дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются афинские предания, особенно о Тесее.

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходи-ли первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации по-сле зимних ветров [N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обра-щен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократи-ческом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зри-телями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со вре-мени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Те-атральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.

ТРАГЕДИЯ


Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведения. Толь-ко на рубеже VI и V вв. трагедия приобретает свой классический облик. В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с внешни-ми врагами, борьбу за политическое равенство и социальную справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхи-ла, Софокла и Еврипида. Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в по-следующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказа-лись почти забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в столетие.

КОМЕДИЯ


Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно- мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них почти никакой роли не иг-рал хор. Несколько позднее появились комедии и в Афинах, где официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на Великих Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486 гг., а на Ленеях - около 448г. "Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобраз-ное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с по-становкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешние формы обрядо-вой игры. [N.4,с.155] Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от си-цилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, злободнев-ные вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней чрезвычайно силен обли-чительный пафос. В аттической комедии эта обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеивае-мые лица практически всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический характер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал для развития коме-дии. Наиболее выдающиеся ее представители - Кратин, Евполид и Аристофан, но, к сожа-лению, от произведений первых двух дошли только фрагменты, а из 44 комедий Аристо-фана сохранились полностью лишь 11.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА


Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобрази-тельного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Гра-ница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вооб-ще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для ру-бежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.
А) Искусство Ранней классики.
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии ис-кусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торже-ства полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, соз-давшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ран-ней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития раз-личных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее гос-подствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие со-оружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так назы-ваемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, укра-шавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совер-шенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной зада-чей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совер-шенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздейст-вие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким дол-жен быть человек. Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ран-ней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частич-но скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Одна-ко для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятель-ное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монумен-тальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия на-блюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур со-храняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным ла-ком. Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более опре-деляет развитие искусства всей Эллады.
Б) Искусство Высокой классики.
Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя нако-пление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретиче-ской и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, соз-давая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города. Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера ак-тивно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выде-ляется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающий-ся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий обще-ственного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, воз-главляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый куль-турный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной про-грамме. Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, со-четающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего вре-мени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу пере-дачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фи-дий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афи-ны. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссаль-ную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусст-ва, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульп-турного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики. Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру бо-гини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние счита-ли одним из чудес света. Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - во-площение физически и духовно совершенного человека. В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же чер-ты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятни-ках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изобра-жение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же зада-чи, что и в литературе (трагедия Еврипида). К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В ва-зописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены. В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доб-лестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э. ФИЛОСОФИЯ


А) Платон, Аристотель.
IV век оказался очень плодотворным периодом для развития культуры, особенно фи-лософии, ораторского искусства. В это время были созданы две самые известные философ-ские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-347 гг.) принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его философская концепция оказалась тесно перепле-тенной с социально-политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Пла-тон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой верного по-строения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедли-вости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием. "Пока в городах... не будут или философы царствовать, или нынешнии цари и вла-стители искренне и удовлетворительно филосовствовать, пока государственная сила и фи-лософия не совпадут в одно... дотоле ни города, ни даже, думаю, человеческий род не жди конца злу..." [N.7] Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля (384-322 гг.), филосо-фа, имевшего давние и прочные связи с македонским двором. Отец его был там придвор-ным врачом, а сам Аристотель провел при дворе Филиппа II восемь лет как воспитатель Александра Македонского. Ученик Платона, Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в гимнасии Ликее. Аристотель вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Его наследие - настоящий свод знаний, накопленных греческой наукой к IV в.: по некоторым сведениям, число написанных им работ приближалось к тысяче. Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах прежде всего как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом полу-чения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных. Ученый выступал также в роли историка, педагога, теоретика красноречия, создателя этического и политического учения. Его перу принадлежат этические трактаты, в которых под добродетелью понимается разумное регулирование деятельности, середина между крайностями: мужество, например, располагалось между страхом и отчаянностью. Много внимания он уделял и поэзии, полагая, что она благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни. Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии представите-лями самых разных направлений. В середине века некоторые его положения легли в осно-ву теологических теорий. На философию Возрождения оказали влияние совершенно иные стороны теории Аристотеля, нежели на средневековых схоластов, они много сделали для издания текстов философа, восстановления его учения в полном объеме. Тогда же было обращено внимание на оппозицию Платон - Аристотель, которая аллегорически пред-ставлена Рафаэлем на картине "Афинская школа". Учение Аристотеля было высоко оцене-но К.Марксом и Ф.Энгельсом. [N.8]
Б) Учение Киников.
В этот же период Антисфеном (450-360 гг.) и Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники IV в. про-тивопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили огра-ничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.

ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА


Исторический жанр был представлен прежде всего известным историком Ксенофон-том, уроженцем Афин (428-354 гг.). Он происходил из состоятельной семьи, получил пре-красное образование, учился у Сократа. Основная историческая работа Ксенофонта, "Гре-ческая история", хронологически продолжает труд Фукида, охватывая период с конца Пе-лопонесской войны до битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников по истории IV в. История Ксенофонта написана в совершенно ином ключе, чем труд его предшественника. Она суше, в ней нет той продуманной концепции, широты взглядов на исторический процесс, тщательного анализа причин событий, которые так привлекают в Фукидиде. Главный недостаток сочинения Ксенофонта - сознательная необъективность: он перекраивает историю по своему вкусу, создавая в целом искаженную картину, ибо од-ни события попросту замалчивает, о других, достаточно важных, говорит мимоходом, тре-тьи всячески раздувает. Ксенофонт известен также как автор трактатов о жизни и философии Сократа, воен-ных мемуаров, произведений, посвященных экономике и организации хозяйства, этюда о тирании и специальных работ о кавалерии и охоте. Кроме труда Ксенофонта, от исторических произведений IV в. дошли отрывки из "Оксиринхской истории" неизвестного автора, описывающие события 90-х годов. Назва-ние свое рукопись получила по месту находки - городу Оксиринху в Египте. Немногие сохранившиеся фрагменты не дают возможно-сти получить представление о композиции работы и принципах ее построения. Можно определенно говорить лишь об очень подробном изложении событий и расхождении в описании фактов с Ксенофонтом. Отрывки из "Оксиринхской истории" имеют большое значение для освещения некоторых моментов в истории Эллады, особенно интересны сведения о возвышении Беотии и о борьбе политических группировок в полисах. Работы других историков этого периода не сохранились, уцелели лишь немногие разрозненные отрывки; имена авторов и названия трудов дошли в передаче других писа-телей.

РИТОРИКА


Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей истории", от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов. Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции" и "Истории Филиппа Македонского", тоже не дошедших до нас. Объективность, очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно констатировали склонность автора к злословию.
Ораторское искусство Греции IV века.
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного сло-ва было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноре-чия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения ре-чи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ора-торами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление. Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижени-ем ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важны-ми считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, кото-рые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими орато-рами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более общие проблемы: основы внутренней и внешней политики, принципы межполисных от-ношений, отношение эллинов к негрекам. Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользо-вались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был Исократ (436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил о себе память как о выдающемся ораторе. По своим политическим взглядам оратор - сторонник демократии, которая ассоции-руется у него с независимостью. Его речи позволили исследователям воссоздать многие положения демократической теории: ее понимание государства, законов, социальных от-ношений, войн. Преданность Демосфена демократическому строю не исключала критического отношения к его недостаткам. Демосфен довольно резко указывает на пассивность граж-дан, не желающих сражаться за свои права, на рост аполитичности, неумение и нежелание действовать быстро и решительно, склонность к бесконечным словопрениям, т. е. на все, что ослабляло позицию Афин и было на руку Македонии. Политическими соратниками Демосфена были Гиперид и Ликург. Гиперид (389-322 гг.), один из лучших аттических ораторов, принимал деятельное участие в антимаке-донской войне. Ликург (390-325 гг.) интересовался не столько внешней, сколько внутрен-ней политикой, управлял афинскими финансами. До нашего времени дошла лишь одна его речь. Как оратор он обладал, видимо, большой силой, логикой, способностью убеждения. В числе противников Демосфена находились сторонники промакедонской группи-ровки Эсхин и Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне образованный человек, быв-ший не только талантливым оратором, но и актером, известен своими дискуссиями с Де-мосфеном. О Динархе (родился в 396 г.), которого причисляли к десяти наиболее прослав-ленным аттическим ораторам, биографических сведений меньше, чем о других. Приверже-нец Македонии, он приобрел печальную известность пасквилями против Демосфена. Два оратора прославили себя не на политическом, а на судебном поприще. Лисии (459-380 гг.) был метеком, оказавшим много услуг афинской демократии. Живость изобра-жения, хорошее знание законов, удивительное, по отзыву Дионисия Галикарнасского, изящество речи обеспечивали ему в судебных разбирательствах неизменные победы. Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных ора-торов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. появилось фундамен-тальное исследование, посвященное красноречию, - "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ искус-ства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде на-ходят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА


В произведениях различных жанров нашли свое отражение проблемы, которые, ви-димо, следует считать определяющими для идеологии IV в. В центре внимания политиче-ской мысли Эллады был прежде всего сам полис. С одной стороны, к данному периоду уже было накоплено много наблюдений над разными формами правления, над отличи-тельными чертами греческих государств по сравнению с другими. С другой - неустойчи-вая обстановка в полисах побуждала тщательно анализировать их структуру, искать при-чину сложившейся ситуации в отклонении от правильного образа жизни.
А) Проекта "правильного полиса".
Одни и те же обстоятельства способствовали обращению идеологов к изучению ор-ганизации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам. Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы из-за распущенности де-мократии, которая нарушает установленный порядок, допуская к управлению городом лю-дей, по природе своей неспособных управлять. Выход он видел в воссоздании основ, из-начально присущих полису как типу государства. Они образуют иерархическую систему, в которой четко разграничены сферы деятельности трех государственных сословий: прави-телей-философов, воинов и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а государство все регламентирует и все контролирует. В своем более позднем произведении "Законы", Платон пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в его со-чинение "Государство", а государственное устройство, доступное, как он думает, реально-му человеческому пониманию и реальным человеческим силам. [N.3, с.68] Если Платон пошел по пути создания условно-образцового полиса, во многом про-тивостоящего полису реальному, то Аристотель в "Политике" выступал за сохранение ос-нов существующего порядка. У него тоже был проект идеального государственного уст-ройства, но менее абстрактного и более приближенного к жизни. Он приходил к выводу, что полис - наивысшая форма человеческого объединения, а цель людей, живущих в нем, - достижение блага. Основной ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал, что ее следует упразднить, а детей сделать общими. В своих рассуждениях Аристотель отталкивался от природы: как естественна семья, так естественно и рабство, ибо самой природой предназначено, чтобы одни повелевали, а другие повиновались. Внимательно рассмотрев существующие варианты полиса, философ находит три правильные формы правления (монархия, аристократия и полития) и три не-правильные (деспотия, или тирания, олигархия и демократия), дает подробную характери-стику каждой, а критерием оценки избирает их приближенность к благу. Во всех проектах "правильного полиса" особое внимание уделялось социальному и экономическому факторам. Недаром Платон и Аристотель так подробно останавливаются на проблеме частной собственности, а Исократ озабочен охраной имущества и жизни со-стоятельных людей. И единовластная форма правления, нашедшая в теории так много сто-ронников, привлекала в основном возможностью твердой рукой установить в полисе со-циальное равновесие. Создание идеального полиса было тесно связано с проблемой воспитания, так как предполагалось, что благополучие государства зависит от того, как воспитаны его граждане. В данный период, видимо, большой популярностью пользовалась утопия. Все проек-ты "правильного полиса" носили явно утопический характер. Были широко распростране-ны представления об обществах, построенных по принципу уравнительности, о золотом веке, об удивительных странах, где у людей все в изобилии. В IV в., несмотря на резко от-рицательное отношение к варварам, зародилось представление о существовании неких примитивных племен с господствующими патриархальными устоями, живущих в безмя-тежной гармонии. Особенно популярны эти идеи были в последующее время, в эпоху эл-линизма.
Б) Взгляд в прошлое. Историография 14 века.
Острое недовольство своим временем, отход от традиционных полисных идеалов побуждали идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно в это время значительно возрос интерес к прошлому отдельных полисов и Эллады в целом. При неустойчивом на-стоящем прошлое стало восприниматься как эталон стабильности. Апелляция к историче-ским фактам могла служить также обоснованием тех или иных политических акций. Исто-рия полисов исследовалась с точки зрения эволюции в них государственного строя, вре-мени определения его "порчи" и причин, способствовавших этому. Так подходит к исто-рии Афин Аристотель в "Афинской политии". Отклонение от конституции предков видит в современных ему Афинах Исократ и полагает, что долг сограждан - восстановить преж-ние порядки, при которых город процветал и благоденствовал. Идеализированное представление о прошлом было использовано как оружие в поли-тической борьбе: олигархи обвинили демократов в искажении отеческого строя и вели борьбу с ними под девизом его реконструкции. Объектом ожесточенных споров ста-ли основатели афинского государства Солон и Клисфен. Каждая из враждующих группи-ровок стремилась доказать, что следует их заветам, в результате оба они приобрели черты легендарных героев и из реальных исторических деятелей превратились в идеальных госу-дарственных мужей. Для греческой историографии IV в. характерны две основные черты: первая - трак-товка истории как политического предмета, ее использование для интерпретации настоя-щего; вторая - убежденность в том, что историк - не просто хроникер, описывающий со-бытия, а политический наставник, который может и должен влиять на общественную жизнь. Все политические ораторы подчиняли свои исторические экскурсы определенным тенденциям. Например, они использовали факты ранней истории Афин, часто обращались к греко-персидским войнам с целью обосновать право Афин на гегемонию в греческом мире. Мифология и история предоставляли в их распоряжение богатый материал. Подоб-ная практика, видно, породила высказывание одного из них о том, что историю следует рассматривать как общее наследство, которым можно воспользоваться в подходящей си-туации. Политических теоретиков интересовали также принципы межполисных отношений в Элладе. Образование коалиций, столкновения между ними, распад прежних союзов и организация новых привели к тому, что стали анализироваться причины неустойчивости альянсов и оптимальные условия их построения. Были выделены два основных варианта доминирования полисов в Греции - господство и гегемония. Под господством, которое всячески порицалось, чаще всего подразумевалось подавление сильным полисом более слабых. Гегемония же, первенство, основанное на уважении автономии полисов, призна-валось справедливой и достойной подражания. Как уже было сказа-но, суровому осуждению подвергались междоусобные войны. Расцвет идеи панэллинизма в IV в. обычно связывают с Исократом. Но если понимать термин "панэллинизм" более широко, не как единство греков перед лицом Персии, а единство вообще, то необходимо упомянуть и о Демосфене. Оратор постоянно указывал на разобщенность полисов пе-ред Македонией, их общим врагом, на те необратимые по-следствия, к которым она может привести. Ссылаясь на ис-торическую и культурную общность греков, он призывал к объединению и забвению раздоров.

ЛИТЕРАТУРА


Те изменения, которые произошли в обществе IV в., на-шли отражение в его культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ве-дущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, да-же строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузи-лись, сосредоточились на частной жизни. Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две пьесы Аристофана - "Женщины в народном собрании" и "Плутос", но зенит творчества драматурга относится к предшествующему пе-риоду. После Аристофана смех перестал быть обличитель-ным, утратил политическую злободневность. Место "древ-ней" комедии заняла "средняя", развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения такого рода, из-вестны лишь имена их авторов (Алексид, Анаксандид, Ан-тифан, Евбул) и названия пьес. Явный спад наблюдается и в лирике. Если VI и V века поражают удивительным разнообразием талантливых по-этов и поэтических школ, то IV век дал только одного зна-менитого лирика - Тимофея Милетского, от поэтического наследия которого сохранились лишь отрывки. Он пользо-вался в Элладе большой популярностью, с похвалой упо-минается Платоном и Аристотелем.

ИСКУССТВО


Аналогичные процессы протекали и в искусстве. IV век обычно рассматривается как время поздней классики, пе-риод перехода к искусству эллинизма.
А) Архитектура.
Показательно, что после Пелопонесской войны не только сократилось монументальное строительство, но и перемес-тились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее из-вестных памятников Греции, самым красивым сооружени-ем Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заме-нивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и ук-рашен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современ-ников вызывала планировка Мегалополя, города, построен-ного аркадянами как центр Аркадского союза. Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые соору-жения, то теперь больше внимания стало уделяться граж-данской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре вы-разились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей. Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая
много общего со скульптурой. Ее типичным образцом мо-жет служить памятник руководителя хора Лисикрата, со-оруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства. Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечатель-ного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).
Б) Скульптура.
Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Ес-ли в предшествующий период считалось необходимым соз-дать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индиви-дуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид. Шел поиск средств для передачи оттенков движения ду-ши, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уро-женцем о. Пароса, произведения которого поражали совре-менников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта. Другое, лирическое направление отразил в своем искус-стве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утон-ченностью настроения. По свидетельству знатока и цените-ля прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов.
Красота и одухотворенность человека воплощены Пракси-телем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом. Стремление показать многообразие характеров было ха-рактерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что глав-ная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиоме-на, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принад-лежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным худож-ником Александра Македонского и изваял несколько его портретов. Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматий-ными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Га-нимедом, похищаемым орлом". Изысканность и эффект-ность Аполлона приводили в восхищение художников Воз-рождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусст-воведы перестали разделять восторги своих предшествен-ников, находя у Леохара такие недостатки, как театраль-ность и вылощенность.
В) Живопись.
О живописи IV в. можно судить в основном по сведени-ям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в тео-рии. Были широко известны такие картины основателя си-кионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, соз-дал трактат о художественном мастерстве. Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умираю-щую на поле битвы мать, к груди которой тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй. В IV в. достигло расцвета искусство малых форм, отме-ченное грацией и изяществом. Оно прославлено терракота-ми мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступа-ла в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в ри-сунке. В целом искусство данного периода расценивается ис-следователями как время принципиальных сдвигов, интен-сивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как уже было сказано выше всю историю древней Гре-ции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация. Характерной чертой раннегреческой культуры было уди-вительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытно-стью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал зна-чительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых раз-личных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мо-тивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если перво-начально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучае-мой культуре присуща определенная традиционность, со-хранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита,

получившего великолепное развитие в кикладском искусст-ве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орна-менте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геомет-рические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского пере-селения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось по-требность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Ука-занный отрезок истории характеризуется интенсивным рос-том производства, создавшим в ряде областей страны усло-вия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассо-вому строю. Параллельное существование этих двух обще-ственных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достиже-ния эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры. Затем в течении нескольких веков, называемых "Темны-ми веками" (XI-IX вв.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю. За "Темными веками" следует период Архаики - это вре-мя возникновения, в первую очередь, письменности (на ос-нове финикийской), потом философии: математики, натур-философии, затем необычайное богатство лирической по-эзии и др. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное ис-кусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала осно-вой всего дальнейшего развития греческого зодчества.

О монументальной живописи архаического периода ни-чего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Зато мы можем судить о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откли-кается на всевозможные художественные открытия и экс-перименты. Таким образом период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции. За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.). В философии V в. основным направлением будет натур-философия, материалистическая в своей основе и пифаго-реизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний тем больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты. Возникновение софистического движения связано с об-щим усложнением структуры общества. Они сыграли большую роль в духовном перевороте в греческом обществе в середине V в., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек. Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников.





Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz