|
|
| |
Подробные ответы на билеты по истории (27 билетов)
|
БИЛЕТ 13
1. Общественно-политические процессы в России от февраля до октября 1917
2. состояние культуры в середине 40-х начале 50-х годов.
Россия между двумя революциями. март-октябрь1917 - нарастание общенационального кризиса. Свержение самодержавия породило хаос в стране. Двоевластие: 2.03-5.06. 1917. июль-октябрь - диктатура временного правительства.
Апрельские тезисы Ленина.
3.04 1917 Ленин возвращается из эмиграции. 4.04 выступает с речью перед большевиками о задачах нашей революции. Речь получила название апрельских тезисов. Курс на социалистическую революцию.
Ситуация в стране до июня 1917.
Май- 1 правительственный кризис. Произошли столкновения между сторонниками петросовета и временного правительства.(жертвы). Временное правительство предложило Петросовету войти в его состав. Сформировано первое коалиционное правительство
Положение в городе, деревне, армии.
Город: падает пр-во, растет безработица, с 17.06 вводится карточная система. Деревня: ширятся аграрные беспорядки. Армия: нарастает движение против войны. В стране в целом нарастает хаос и усталость от беспорядков.Неудачное наступление на фронте. Первый всероссийский съезд советов (3-24.06). Решались вопросы о войне и об отношении к временному правительству. Борьба двух демократий: буржуазной и социалистической - усиливает хаос в стране и постепенно в общественном мнении формируется установка на диктатуру.
Конец двоевластия.
4.07 в связи с неудачами на фронте в Петрограде состоялась несанкционированная демонстрация. Войска применили оружие. 700 человек убитых и раненых. Устанавливается диктатура временного правительства. Закрываются левые газеты , арестовываются ряд большевиков, на фронте вводится смертная казнь.8.07 формируется 2-е коалиционное правительство во главе с Керенским. Но Керенский слабо контролирует ситуацию и кадеты ищут кандидата в диктаторы. Находят его в лице Корнилова. 26.07-3.08 состоялся 6 съезд РСДРП, который взял курс на вооруженное восстание. 3-5.08 2 съезд торгово-промышленной буржуазии и принимает курс на твердую власть.
Корниловский мятеж
Попытка военного переворота. 12.08 Корнилов выступает в Москве на гос. совещании и провозглашает курс на диктатуру. 26.08 Корнилов предъявляет ультиматум Керенскому. Требует передать всю полноту военной и гражданской власти в его руки. 27.08 Корнилов обращается с манифестом к русскому народу. Разгром корниловщины. Керенский отстраняет Корнилова от должности командующего о объявляет его вне закона. Эсеры и меньшевики становятся на сторону временного правительства. Большевики тоже выступают против Корнилова. Петросовет создает рабочие дружины. Против Корнилова двинуто 40 тыс солдат и рабочих. За неделю мятеж разгромлен. Корнилов арестован. Правая диктатура не состоялась.
Кульминация общенационального кризиса (сентябрь-октябрь). 1-25.09 в России управляла директория.( орган гос. управления, состоящий из 5 директоров во главе с Керенским). Цель создания- обеспечить правопорядок и политическую стабильность( не была достигнута). 25.09 3-е коалиционное правительство во главе с Керенским. 1.09 Россия официально провозглашена республикой. 14.09 созывается демократическое совещание из представителей партий, городских дум, советов и профсоюзов, которое создает предпарламент или Временный совет республики. Политические силы и классы резко поляризуются, поэтому судьба демократии оказалась предрешенной. Правительственная точка зрения: положение исключительно тяжелое, растут беспорядки, анархия и бесчинство. Правая точка зрения: начинается последний акт всероссийской трагедии; ясно, что сила перешла в руки крайне левого элемента революции - большевиков. Левая точка зрения: кризис назрел, все будущее русской революции поставлено на карту.
Объективное положение дел: деградация экономики, разруха, сокращение объема производства на 36% , безработица, финансовый кризис, ширится забастовочное движение, аграрные беспорядки, волнения на фронте, налицо кризис демократии, иностранные займы не в силах изменить ситуацию. Правительство демонстрирует полное бессилие.
Вывод страна теряет управляемость, погружается в пучину безвластия и хаоса. Россия на грани национальной катастрофы.
Состояние культуры в середине 40-х в начале 50-х
1). Идеология и ее роль в обществе СССР. Сталинский режим - идеологический режим, т.е. гос-во обладает монополией на духовное развитие общества (партийно-государственный контроль над культурной жизнью, административное вмешательство, командное руководство, подавление прав личности на свободное духовное развитие). После победы интеллигенция надеется на либерализацию ситуации, но холодная война и внутренняя неустойчивость режима разрушили эти надежды и привели к усилению идеологического контроля. Главные идеологи: Сталин, Жданов, Берия.
2). Усиление идеологического контроля над искусством. Постановления ЦК ВКПб по вопросам культуры от 46-48 годов: постановление о журнале Звезда и Ленинград, постановление о репертуарах драматических театров о мерах по его улучшению,
постановление о к/ф Большая жизнь, постановление об опере Мураделли "Великая дружба". Последствия: для художника - официальная смерть, для общества - разрушение культуры. Преследование литераторов (Ахматова, Зощенко, Платонов), композиторов (Прокофьев, Шостакович). Критиковались: безыдейность, антинародность, формализм, упадничество, антипатриотизм.
3). Состояние науки: разгром генетики связан с именем Лысенко, Вавилов умер во время ВОВ. Атаки на кибернетику, квантовую механику, теорию относительности. Схожая ситуация в гуманитарных науках. Разрыв международных связей и начало отставания от мирового уровня в ряде направлений науки.
4). Позитивные моменты в развитии культуры: освоение классического наследия, сохранение и развитие культурных центров, развитие образования(к 50-му году ко всеобщему семилетнему образованию переходит село, а в городе - переход ко всеобщему среднему образованию), успехи естественно-математических и технических наук. В эти годы созданы советские фундаментальные научные школы. В физике Копица (старший), Иоффа, Сергей Вавилов; в химии - Семенов. Наличие фундаментальной науки - признак развитого гос-ва.
Вывод: идеологический контроль над культурой - средство самосохранения режима, необходимое условие авторитаризма, но возможности контроля за духовной жизнью ограничено - культурное развитие страны не прекращалось даже в самые тяжелые периоды. В начале 50-х годов пробивают себе дорогу идеи гуманизма и антимизма.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|