|
|
| |
Философия "Нового времени". |
Вопросы:
1) Научная революция 17-го века ?
2) Философская система Ф.Бекон ?
3) Философия Рене Декарта ?
1) НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17-ГО ВЕКА
Под новым временем - понимают эпоху становления капиталистических отношений (17 век). В эту эпоху происходят социальные революции в Нидерландах ( конец 16 века); Англии (Средина 17 века); Франция (соц. революция 1789-1793). Социальным революциям предшествовали философские революции.
Социальная революция это качественное изменение социальной среды. Эти изменения происходят практически во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере происходит замена открытых форм эксплуатации ( крепостничества) скрытой формой эксплуатации (купля продажа рабочей силы). Марк показал, что прибавочная стоимость является скрытой формой капиталистического угнетения. В политической сфере происходит замена монархической формы государственного правления на демократическую форму. В это время формируется представительский орган - парламент. В духовной сфере происходит переоценка ценностей средневековья, пытаются выбрать из этой системы, то что соответствует новым историческим явлениям. В этот период критическая переработка духовных ценностей. Становление капитализма стимулировало развитие науки, из всех наук преуспели т, которые были связаны с решением практических задач. ( создание простых механизмов, кораблей, часов, астрономических приборов и.т.д). К таким наукам относятся: механика, математика, астрономия.
В 17 веке произошла научная революция: были открыты законы механики движения, создана первая естественно научая теория, аналитическая геометрия Декарта, Дифференциально - интегральное исчисление Ньютон и Лейбниц.
Каким образом новые открытия в науки сказались в сфере философии ?
1) Все частные науки и философия связаны органически между собой, оказывают воздействие друг на друга.
2) Философское знание нельзя представлять как сумму знаний частных наук оно специфично.
Влияние науки на философию сказывалось в изменение философской методологии, стиля мышления. Под воздействием частных наук сложился определенный стиль философского мышления. Объективные обстоятельства - потребности капиталистического производства требовали замены схоластического метода познания методами научными методами, обращенными к реальному миру.
Философы с одной стороны ведут беспощадную войну против наследия средневековой философии (схоластики) не способной служить машинному производству, а с другой стороны они занимаются разработкой ряда теоретико-познавательных проблем - источники познания, соотношения чувственного и рационального. По этому центральной проблемой философии нового времени является проблема : методов научного исследования. Метод - это путь познания. Хороший метод является эффективным средством получения нового знания.
Научные методы подразделяются:
- Эмпирические или опытные
- Теоретические
К первому относится наблюдение, эксперимент; ко второму математизация, дедуктивный метод.
В центре естество знания 17-18 веков стояла механика земных небесных тел, законы которые использовали во всех сферах постижения бытия. Такая форма методологии научного знания получила название "механицизма".
Механицизм в целом был прогрессивным явлением, он опирался на эмпирические факты, отбрасывал всякие представления о сверх естественном, ориентировал на изучение природы самой по себе. В то же время он обладал рядом не достатком:
Отрицал качественное многообразие бытия, т.е. качественное многообразие бытия живой не живой природы, человеческого духа и.т.д. Поскольку единой формой движения он признавал механическое движение. Более того механицизм признавал в качестве источника движения тела, не что внешнее, это было связано с неправильным истолкованием 2-го закона механики Ньютона. Согласно этому истолкованию сила рассматривалась в качестве причины движения.
Естество знание 17-18 века ограничивалось расчленением природы, изучением отдельно обособленных друг от друга объектов, все это привело к формированию метафизического метода познания. Согласно которому явления существуют обособленно друг от друга вне движения и развития.
По мере развития наук накапливался материал для обоснования идеи взаимосвязи явлений мира, их движения и развития. Это было осознано философией 19 века.
Метафизика заявила о себе существованием двух направлений в гносеологии: Эмпиризма и Рационализма. Эмпирическим источником знаний считают ощущения. Рационалисты - разум. Все материалистические школы нового времени были механистическими и метафизическими.
2) ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Ф.БЕКОН
Это английский мыслитель политический деятель, литератор, философ.
Бэкон является родоначальником экспериментальной науки и материалистической философии нового времени. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. И дает ответ в своем труде "Новый органон." (1620). Огромное внимание Бэкон уделяет влияние феномену знания, его роли преобразовании действительности, он провозгласил тезис - знание сила.
Знание только тогда становится действительной силой, когда оно является отражением явлений природы. Высшей задачей познания Бэкон считает завоевание природы и совершенствование человечксой жизни.
Источником знаний Бэкон видит в практической, экспериментальной деятельности людей. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его.
Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования. Индукция - это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.
Бэкон указывает не на полную индукцию. Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий (идолов, которые нужно преодолеть). Он выделяет идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Идолы рода - это препятствия обусловленные человеческой природой. Не совершенством органов чувств и особенностями человеческого рассудка. Одни люди легковерны другие консерваторы. Эти препятствия могут иметь причины психологического, идеологического порядка.
Идолы пещеры - индивидуальные ошибки человека, не одинаковые интересы людей по разному ориентируемые на получения знания.
Идолы рынка - это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.
Идолы театра - это препятствия, которые связаны с ложными философскими концепциями, авторитетов и.т.д.
Бэкон обращает внимание на 3 вида познания: путь муравья, паука и пчелы.
Путь муравья - это узкий эмпиризм, согласно, которому единым источником знаний признается ощущение.
Путь паука - признает попытку выведения - истин из чистого разума, так работает математик. Бэкон указывает, что путь муравья и паука является ограниченным - односторонним.
Путь пчелы - единственно верный путь постижения бытия, которая снимает недостатки 2-х путей и одновременно все ценное, что в них синтезируется.
16.10.00
3) ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА.
Р. Декарт 1596-1659 гг. - французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий и.т.д - в области математики. В механике: сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия.
В космогонии Декарт разработал идею естественного развития солнечной системы. Главные труды Декарта - " Рассуждение о методе" (1637); "Метафизические размышления" (1641) "Начала функций" (1644). Огромное внимание Декарт уделял феномену знания. Его интересовал вопрос о источниках знания и достоверности знания. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.
Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента:
1) Исходный тезис.
2) Метод
К первому. В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. К этому сомнению Декарт приходит на основе следующих рассуждений : В наших знаниях нет ни одного положения заведомо истинного. Дело в том, что несовершенство органов чувств ставит проблему достоверности наших ощущений, а ошибки в рассуждениях приводят к неправильным логическим выводам. Поэтому Декарт и предлагает построение науки начать с радикального сомнения. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания.
По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин. По Декарту можно сомневаться во всем: существует ли внешний мир; существует ли наше тело ?Но нельзя сомневаться в одном - в наличие сомнения, сомнение же " Я мыслю => существую."
Ко второму: К методу Декарт предъявлял ряд требований:
1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.
2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей. ( принять это требование).
3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному - это выведение есть рационалистическая дедукция.
4) Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Это требование ориентирует на достижение полноты знания.
В теории познания Декарт был рационалистом ( рацио - разум); источником знаний и критерии истины Декарт считал разум.
Недостатки рационализма Декарта.
Новые знания по Декарту возникают в результате деятельности ума. Деятельность ума на что-то всегда направлена. С точки зрения здравого смысла деятельность ума направлена на конкурентный эмпирический материал. Поскольку Декарт игнорирует ощущение как источник знаний, поскольку он вынужден постулировать существование неких врожденных идей, на которые направлена деятельность человеческого ума.
К врожденным идеям Декарт относил некоторые аксиомы ( одна из них- целые больше своих частей). Учение о врожденных идеях указывает на идеалистический характер гносеологии Декарта, т.е теории познания.
Современная наука указывает на то, что никаких врожденных идей не существует. Все идеи приобретены человеком в результате его опытов, практической жизнедеятельности людей.
В философском плане Декарта был дуалистом. В качестве первичного он считал 2 субстанции: материальную и духовную. Характерным признаком материальной субстанции является - протяженность а в духовность - мышление
Материальная субстанция - порождает явления материального порядка, а духовная субстанция - психологического. Эти субстанции не оказывают влияние друг на друга. Проблема соотношения материального и духовного получила название психофизическая проблема.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|