LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Лекции по истории - Французское искусство XVIII


XVIII столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржу азные революции победили только в двух странах - Англии и Нидер ландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVIII век с его просветительскими идеалами, идеями "свобо ды, равенства, братства" подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широ кие народные массы. XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, со циологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения. Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художест венной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., доста точно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта, Гайдна. Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и ана литическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства худо жественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в раз витие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображе нии духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда, Пуссена. С началом нового, XVIII столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. "короля-солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранив шего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Лю довики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаж дений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля брава ды, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся гроз ных бедствий. Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единствен ным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным кол лекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие деся тилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. В первой половине XVIII в., когда так активно вытеснялась рели гиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине "га лантного века" складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, еще уже - двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фар форе, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным те перь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые в этот пе риод, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, леп ниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, брон зой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орна мент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство ро коко построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо" возво дят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные, эроти ческие, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые ве яния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологи ческие, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не слу чайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выра зительным средствам искусства. Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением зна чительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одно го направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусс тве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - арис тократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произ ведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цве том. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVIII в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Де лакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство. Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пре небрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура "рокайльного языка", выразилось в полной мере. Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам от панно для отелей до эскизов на костюмах. И все это - галантные празднества, пастушеские идилии, мифологические, жанровые, религи озные темы - разыграно, как современная ему пастораль, все выража ет откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня - богиня Флора. Типичные сюжеты - "Триумф Ве неры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д. Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветите ли, но не отказывающего ему в высоком профессионализме. Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется во Франции с 40-х годов XVIII в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевид на, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Так во Франции началась эпоха Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы которого направили искусство в новое русло. Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана, работы немецкого ученого Винкельмана его вышедшая в начале 60-х годов "История искусства древних" изменили эстетические идеалы, вкусы, требования. Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVII в., а Эллада, ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. стилизация греческого искусства окрашена романтическим чувством. В моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная противоположность французскому регулярному. Кра- сота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рож дающегося неоклассицизма. Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие ис кусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дид ро были первой формой критической литературы по искусству. Утверж дение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышед шего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозна чившийся в 60-70-х годах интерес к голландскому реализму был выз ван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетичес ких идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена, ху дожника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жан ровой живописи. В противовес аристократическим галантным праздни кам праздникам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржу азии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта. Французская скульптура XVIII столетия развивается иначе, чем в предыдущем веке. Собственно, изменяются не задачи ее, а темы и еще решительнее - формы. В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преиму щественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицистических черт - во второй. Монументальность форм, еще жив дух барокко предшествующей поры. Но в следующие произведения говорят о новом эстетическом идеале эпохи: быстрое движение, резкий поворот, исключающие мед ленный торжественный ритм, свойственный скульптуре XVII в.





Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт

На сайте dumainfo.ru вы найдете информацию о кухонных гарнитурах.






LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz