|
|
| |
Французское искусство XVII
|
XVП век - время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая мо гущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусс тве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция. Французское искусство XVП в. имеет в своей основе традиции французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скуль птуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска 1, дворец Фонтебло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня на всем этом лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного, - т.е. чему суждено в полной мере воплотиться в XVП в. в философии Декар та, в драматургии Корнеля и Расина, в живописи Пуссена и Лоррена. В литературе становление классицистического направления связа но с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и классицизм становится официальным направлением, господствующим ли тературным течением, признанным при дворе. В сфере изобразительного искусства процесс формирования клас сицизма был не таким единым. В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются окончательно. В Люксембургском дворце, построенном для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи, Саломоном де Бросом, многое взято от готики и Ренессанса, однако фасад уже членится ор дером, что будет характерно для классицизма. "Мэзон-Лафит" Франсуа Мансара при всей сложности объемов являет собой единое целое, яс ную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию. В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись вли яния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французс кую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. Во всяком случае в творчестве братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. В картинах Луи Ленена нет повествовательности, иллюстративности, композиция стро го продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления прежде всего этической, нравственной основы произведе ния. Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж. В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определя ется термином "живопись реального мира". К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура. В своих первых ра ботах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Ка раваджо. Уже в ранних работах Латура проявляется одно из важнейших качеств: неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие коло рита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-зна чительные. Вторая половина 30-х - 40-е годы - время творческой зрелости Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, пи шет в основном картины религиозные. Художественный язык Латура - предвестие классицистического стиля: строгость, конструктивная яс ность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных форм, безукоризненная цельность силуэта, статика. Примером может служить одна из его поздних работ "Св.Себастьян и святые жены" с идеально прекрасной, напоминающей античную скульптуру фигурой Себастьяна на переднем плане, в теле которого - как символ мучени чества - художник изображает лишь одну вонзенную стрелу. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвы шенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Соз дателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифо логия, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга пе ред обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающую ся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композици онная уравновешенность становится основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Ко лорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармони ческий мир в себе не выходящий за пределы живописного пространс тва, как в барокко. Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение прек расно выражено в его "Аркадских пастухах". В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скуль птурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лири ческая непосредственность, появляется некоторая холодность и отв леченность. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Ху дожник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Вторая половина XVП столетия - время длительного правления Лю довика XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма. Не даром это время получило название в западной литературе - "великий век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. С начала самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с 60-х годов XVП в., в искусстве происходит очень важный для даль нейшего его развития процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г. Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ве дении первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия ар хитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художествен ной жизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Знаменательно, что для строительства восточного фасада Лувра в этот период избирается не проект известного к тому времени во всей Европе Бернини, а проект французского архитектора Перро. Колонада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математи чески выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя и величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи. Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей живучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше всего архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно ре шить эту проблему во дворце и парке Во ле Виконт близ Мелена. Дво рец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVП в. - Версальского дворца и парка. Он был построен Ле во, а на последних этапах в его строительстве принял участие Арду ен Мансар. Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Ин терьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат. Версальский парк являет собой программное произведение, где во всем сказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр, скульптуры исполняли Жирардон и Куазевокс. В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это официальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всего самого короля, искусство регламентированное, унифици рованное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему посвящен специальный трактат Лебрена. В эти рамках развивается и жанр портрета. Это, конечно, парадный портрет. В первой половине века портрет монументален, величественен, но и прост в аксессуа рах, а во второй половине века, выражая общие тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным. Со второй половины XVП столетия Франция прочно и надолго зани мает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце прав ления Людовика XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусству XVШ в. предстоит развиваться уже в другом нап равлении.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|