LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Лекции по истории - Древняя Русь (IX-XIII вв.) часть 2

Образование Древнерусского государства


В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей (по Оке). Власть Руси распространялась на Северный Кавказ. Территория Древне-русского государства расширилась в западном направлении, включив Чер-венские города и Карпатскую Русь. В княжение Ярослава Владимировича (1019-1054 гг.) продолжалось дальнейшее расширение границ Древнерус-ского государства. В 1030 г. в Прибалтике был построен Юрьев (Тарту), в 1031 г. вновь присоединены Червенские города юго-западной Руси, в 1036 г. подчинены Черниговская и Тмутараканская земли. В 1038-1040 гг. Ярослав совершил поход в Литов-ские земли и в 1040 г. подчинил Южную Финляндию. В 1036 г. разбил печенегов, вынудил их уйти за Дунай. Их место в южнорусских степях за-няли сперва турки-огузы, затем половцы, которые с 60-х гг. XI в. соверша-ли набеги на русские земли. Киевская Русь была раннефеодальным государством, так как в нем соче-тались пережитки родового строя и новые феодальные черты. Верховная власть принадлежала в нем великому киевскому князю. В руках князя на-ходилась власть административная и судебная ( не было разделения этих функций). Его обязанностью было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападения врагов. Князь вёл внешнюю политику, заклю-чал договоры с другими государствами. князя была наследственная. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеев-ропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. . Но в отличие от Западной Европы на Руси этот процесс шёл гораздо медленнее. *Святослав был человеком среднего роста, стройный, с голубыми глазами, плоским носом. Он брил бороду и голову, оставляя на голове длинный пу-чок волос и длинные усы. В его ухе блестела золотая серьга с двумя жем-чужинами и рубином. Святослав ходил как барс. Во время походов он спал под открытым небом, положив голову на седло. Отправляясь в походы он предупреждал своих противников: "Иду на вы". Святослав воевал с печене-гами, которые постоянно угрожали Руси своими набегами. Разгромил ха-зарский Каганат. Воевал с Византией за Балканский п-ов. По дороге из Ви-зантии в Киев Святослав попал в засаду печенегов и был убит. Из черепа Святослава печенежский хан приказал сделать чашу, окованную золотом. В IX веке формируется система эксплуатации лично свободного населе-ния военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани "полюдье". При княжеском дворе жила его дружина. С её помощью князь правил государством. С ней советовался, решал государственные и военные вопросы, с её помощью собирал дань с населения (деньгами и натурой). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство. Население выполняло ряд других повинностей: военную, транспортную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов. Все главные вопросы князь решал с Советом бояр. Существовал особый суд князя. В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные великому киевскому князю. Киевский князь стремился заменить их своими став-ленниками. Отдельные княжеские дружинники получали в управление це-лые области с правом взимать дань (областные управители, назначаемые князем, назывались "посадниками"). Вначале дань взималась во время "по-людья" -периодических объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были определены места сбора и размер дани. В X в. возникает вотчинное землевладение киевских князей. В XI в. появ-ляется земельная собственность у представителей верхушки, служилой знати, бояр и христианской церкви. В XII- первой половине XIII вв. вот-чинное землевладение растёт, но его роль в сравнении с государственно-феодальными формами остаётся второстепенной. Большинство крестьян продолжают быть зависимыми непосредственно от государственной вла-сти и эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных по-датей. Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружи-ны великого князя, дружин подчинённых ему князей и бояр и народного ополчения (воев). Численность войска доходила до 60-80 тыс. человек. Ис-пользовались на Руси и войска наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманов, но их роль была незначи-тельна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из дерева и обши-тых по бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям. В Киевской Руси еще весьма сильными были остатки (традиции) перво-бытно - общинного строя. Так, например, местное население, городское и сельское, решало свои дела на вече (сходках), выбирало своих старост, которые отстаивали их интересы перед княжеской администрацией. Ре-шения вече были обязательны для всех, включая и местных князей. Были случаи, когда на вече принималось решение об изгнании того или иного неугодного народу князя и о призвании другого князя. В конце X в. на Руси было официально введено христианство. Введение единой религии способствовало объединению отдельных славянских зе-мель в единое государство, дальнейшему развитию феодальных отноше-ний. В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов. Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог огня; Даждьбог (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодо-родия; Волос - бог богатства и плодородия; Стрибог - бог грозы и непо-годы; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес бог, покровитель скотоводства; Семарк - бог подземного мира. У восточных славян имелись капища - места, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Заметную роль в жизни славян играли ку-десники-волхвы, веруны и т.п. Существовал культ предков. Останки умерших сжигались и над ними насыпали курганы. Сначала устраивали родовые усыпальницы, затем с разложением родового строя и появлени-ем парной семьи над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы. Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Еще в IX в. Константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила языческое суеверие на христианскую веру. Христианами были дружинни-ки князя Игоря, в 946 г. христианство приняла княгиня Ольга. 5 (*) Особая роль в принятии христианства принадлежит князю Владимиру Святославичу (Святому). Вначале, исходя из необходимости создания единого государства, Влади-мир сделал попытку объединить всех языческих богов восточных славян, создать единый пантеон богов в Киеве. В Киев были привезены деревян-ная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами, статуя Даждь-бога, Хороса, Семаргла, Стриборга, Мокши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношения, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако, попытка объединить божества, которым покло-нялись в разных частях страны, не удалась, но интересы единства страны требовали принятия общей религии. Владимир, оценив политическую роль христианства, решил сделать его государственной религией на Руси. Когда крестился Владимир и где - точ-но не известно. Существует несколько версий. По одной из них Влади-мир крестился в 987 г. в Киеве. Летопись указывает и на другую дату. События происходили следующим образом.Византийское правительство обратилось к Владимиру с просьбой о военной помощи для подавления восстания в подвластных землях. В от Христианство понадобилось Ольге после смерти Игоря. Будучи язычницей, она обязана была покончить жизнь самоубий-ством. Став христианкой, она сняла с себя это обязательство, так как христианская церковь считала самоубийство величайшим грехом. Оль-га приняла в христианстве имя Елена. вет Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагал скре-пить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Визан-тийское правительство было вынуждено на это согласиться. Русское войско быстро ликвидировало восстание в Малой Азии, но Василий II от-казался выполнить условия соглашения. Тогда Владимир двинул свое войско и в 989 г. занял Корсунь. Василий II был вынужден уступить - со-гласиться на брак Владимира с Анной. В 990 г. в Корсуне Владимир принял крещение и женился на Анне, христианство было официально объявлено религией Киевского государства. В конце лета 990 г. Владимир возвратился в Киев и крестил жителей на берегу Днепра. Существуют и другие даты принятия христианства на Руси. Официальной датой приня-то считать 988 год. Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти, ук-репляло власть князя, территориальное единство Древнерусского госу-дарства. Принятие христианства имело большое международное значе-ние, Русь становилась равной другим христианским странам, связи с кото-рыми были значительно расширены. Введение христианства сыграло большую роль в развитии Русской культуры, способствовало приобще-нию к более высокой Византийской культуре. С принятием христианства на Руси возникла церковь особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись свя-щенники в городах. Всё население страны было обязано платить в пользу церкви "десяти-ну" (десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а на-звание осталось прежнее. Церковные учреждения получили большие зе-мельные наделы и вскоре превратились в крупнейших феодальных собст-венников. На протяжении XI в.были основаны епископаты в Юрьеве, Бел-городе, Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Туро-ве. В Киеве возникло несколько крупных монастырей (первым в I полови-не XI века был основан Киево-Печерский монастырь, получивший назва-ние от подземных пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10 деревянных и 1 каменная церковь, в XI в.- 700 деревянных и 19 каменных церквей, 18 монастырей, в XII в. - 690 деревянных и 69 ка-менных церквей, 37 монастырей, в XIII в.110 деревянных, 19 каменных церквей, 35 монастырей. 5 (*) Народ встречал новую веру не всегда дружественно, особенно греческих священников и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происхо-дил довольно сложно. 5 (**) С образованием государства складывалась правовая система. Сборником письменных законов Древнерусского государства является "Русская правда" (конец XI - нач. XII в.), принятая при Ярославе Мудром и допол-ненная при его потомках. "Правда Ярослава" составляла первую часть краткой редакции "Русской правды". Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинни-ков. "Правда Ярослава" не отменяла, а только ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая редакция Русской правды" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Цель дополнений - защитить право феодала на его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, попавших в зависимость от Киева, и из мужей (дружинников) киевского князя, Елемех Л.И., Кожурин Я.Я. Советская историческая наука о 4крещении Руси. - Л.:1986. - С.18. 5** 0 Особенно сильное сопротивление 0 4введению христианства ока 4зали 0 новгородцы. К ним Владимир 0 4послал своего дядю Добрыню с дружи-ной и отряд воеводы Путяты. Новгородцы не пустили их в город. Только после упорной борьбы удалось подавить восстание, крестить новгородцев в сентябре 990г. Потом народ говорил: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём". которые получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские князья сами имели крупные владения. Центром вотчины был двор, где находились хоромы феодала, жилые помещения его дворовой челяди, конюшни, скотный двор, а также ближайшие земли. Во главе управле-ния вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова "огнище" - хо-зяйство). В состав вотчинной администрации входили: конюший, подъ-ездной (сборщик налогов), тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д. Богатство вотчины составляли земли. Княжеская межа охранялась зако-ном, за её нарушение платили чрезвычайно высокий штраф. На земле ра-ботали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь. Руководили рабо-тами ратанные (пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремеслен-ники. Рост феодальной вотчины шёл за счет крестьян. Земля, ранее являв-шаяся крестьянской собственностью, попадала в собственность феода-ла. Крестьян называли смердами, людьми, сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. Крестьяне разными путями попадали в зависимость от феодалов. Одних крестьян, лишенных средств производства, феодалы за-кабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие крестьяне принуждались Киевским князем силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов. По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин "челядь", ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феода-лов крестьян. Смерды имели свой инвентарь ( соху, рало и т.п.), незна-чительное количество скота: лошадь, корову, дветри овцы на крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило к феодалу. За побег от феодала зависимые крестьяне превращались в рабов (холо-пов), лишенных всяких прав. Феодал имел право бить своих крестьян. Крестьяне платили феодалу оброк (натурой) и отрабатывали на него бар-щину. "Правда Ярославичей" отменила кровную месть, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив тем самым заботу феодального государства о жизни и имуществе феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных - 80 гривен. Жизнь свободных людей (мужей) оценивалась в 40 гривен, жизнь сельских и ратанных старост, а также ремесленников - в 12 гривен, смердов, находившихся в феодальной зависимости, и рабов - в 5 гривен. Формы социального протеста народных масс против феодально-го закрепощения были разнообразными: от бегства от феодала до воору-женного "разбоя", от нарушений границ феодальных имений (перепахива-ние межей, уничтожения зарубок на деревьях) до открытого восстания. Средством защиты крестьян служила община (мир, вервь), которая брала под защиту своего крестьянина, заплатив за него штраф " дикую" (кол-лективную) виру. Массовые народные восстания прокатились по Руси в 1068-1078 гг., в 1113г. Наиболее сильным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод от половцев на реке Альте. В Киеве состоялось ве-че, киевляне обратились с просьбой к киевскому князю Изяславу выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказали им в этом. Тогда народ разгромил княжеский дворец, дворцы богатых бояр. Изяслав бежал в Польшу и только с помощью поляков вернулся на Ки-евский престол в 1069 г., учинив кровавую расправу с восставшими. Мас-совые народные выступления произошли также в Новгороде, Ростово-Суздальской земле. В 1113 г. вспыхнуло еще одно крупное восстание в Киеве. Причиной вос-стания явилась ростовщическая деятельность Киевского князя Святопол-ка (1093-1113 гг.). Он скупал соль, а затем продавал её по повышенной цене. После его смерти в Киеве вспыхнуло восстание. Восставшие разгро-мили дворы тысяцкого, бояр, ростовщиков, духовенства. Напуганная знать пригласила княжить в Киев Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 - 1125 гг.), переяславского князя. 5 (*) 0 Мономах был вынужден пойти на уступки народу, издав "Устав Владимира Мономаха". Устав упо-рядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое поло-жение купечества, регламентировал запись в холопство. Устав Владимира Мономаха вошел в состав " Пространной редакции "Русской правды " XII - XIII вв. В "Пространной редакции" имелись новые статьи о купле-продаже, займе, закладе, наследовании, опеке. При княжении Владимира Мономаха древнерусское государство достигло высокого уровня развития. Центрами развитой культуры были города. В них к XII в. насчитывалось 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве. Если в деревне доменное производство еще не отделилось от кузнечного, то в го-родах в области обработки железа и стали появилось 16 специальностей. Ремесленники применяли сварку, литье, ковку металла, наварки и закалки стали. В XI-XII вв. производилось более 150 видов железных и стальных изделий. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготавливались орудия труда ( лемехи, топо-ры, зубилы, клещи и т.д.), оружие (щиты, кольчуги, копья, шлемы, мечи и др.). В области художественного ремесла русские мастера освоили слож-ную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен металла), ска-ни (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья, техни-ку черни (изготовление черного фона для узорчатых серебряных пла-стинок), перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкру-стациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили также гончарное, кожевенное, древо-дельское, камнесечное ремесла. Ремесленники работали. Владимир Мономах был внуком византийского императора Константина Мономаха.С его княжением связано появление на Руси короны русских царей - Шапки Мономаха.В его княжение была составлена летопись "Повесть временных лет". на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стра-не было еще слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Проникно-вение в деревню из города мелкорозничных торговцев его не нарушало. Центрами торговли были города. Там имелись рынки, где продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия. Туда же привозили свои товары иноземные купцы. Одним из крупнейших городов Руси был Киев. При Ярославе Мудром Киев соперничал с Константинополем. В нём было 400 церквей и 8 рынков. В 1037 г. на месте, где Ярослав разбил кочевников, был возведен Софийский собор. Тогда же, при Яро-славе, были сооружены Золотые ворота, парадный въезд в столицу. Насе-ление Киева исчислялось десятками тысяч человек. В XI в. на Руси было 90 городов. Крупные города: Киев, Смоленск, Чер-нигов, Полоцк, Новгород и др. были административными, судебными и военными центрами. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв. Развитой была внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Ви-зантией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и дальше на запад. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремес-ленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен, льняные ткани, серебряные вещи, оружие, замки, резная кость и прочее. Ввозились предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Товары на Русь поступали из Германии, Чехии, Польши, Швеции, Византии, из арабских стран. Князья специальными договорами с ино-странными государствами стремились защитить интересы русских куп-цов. В "Пространной редакции "Русской Правды" предусматривались не-которые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с война-ми и другими обстоятельствами. По договору с греками (911 г.) русские купцы имели право месяц жить бесплатно в Константинополе. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князь Владимир Свя-тославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали чеканную се-ребряную монету. Русь поддерживала политические, торговые и культурные связи с Чехи-ей, Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией и Англией. О международном значении Руси свиде-тельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями: Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля. Внучка Ярослава - за вен-герского короля. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византий-ского императора Константина Мономаха. Сын Всеволода Владимир же-нился на английской принцессе. Его сестра вышла замуж за германско-го императора, его дочь - за венгерского короля.




Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz