LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Древний Рим в эпоху рексов и республики


1. Введение.


Эпоха рексов и республики очень важный этап в истории государс тва и права . В это время формировалось римское частное право, которое до сих пор используют современные юристы, и на котором основано совре менное право. Надо иметь в ввиду и то, что латинская правовая термино логия, воплощенная в римских источниках стала международным языком юристов.

2. Основание Рима.


Предании об основании Рима сохранили древние греческие и римс кие историки. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрус ками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Аль банской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Стар ший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Ис пользуя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашне го очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее роди лись близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бро сил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и сме лых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и де лежа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близ нецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возве дены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. А современные ученые-археологи, проведя раскоп ки, обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объ единились в одно поселение в VIII в. до н. э. Ромул, основатель города, стал первым римским царем. Стремясь увеличить свой народ, он принимал к себе всех пришельцев: нищих, раз бойников и даже беглых рабов. Город разрастался, но казалось, что жить он будет всего одно человеческое поколение: ведь у первых римлян не было жен и детей, а окрестные племена, презирая их низкое происхожде ние, не отдавали за них своих дочерей. Тогда римляне пошли на хит рость: пригласив на праздник ближайших своих соседей, сабинян, по сиг налу они бросились на безоружных гостей и похитили их дочерей. С добы тыми таким образом женами римляне обращались ласково и почтительно, так что скоро завоевали их любовь, но отцы и братья сабинянок пошли на Рим войною. Однажды во время большого сражения на поле боя появились заплаканные женщины и бросились в гущу битвы. Обнимая родственников и мужей, протягивая к ним с мольбою младенцев, они остановили сечу и примирили воинов. После этого многие сабинские семьи переселились в Рим и вошли в состав римского народа.

3. Период рексов. Раннереспубликанский Рим.


Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, И их антагонисты - плебеи. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхож дением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовы вали курию . Курии образовывали общее народное собрание римской общины (ку риатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему зако нопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - се ната. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от "сенекс" - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомс твенную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, сог ласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые су дебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", кото рого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов. Дадим краткую характеристику каждого из рексов: Нума Помпилий. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец они отдали предпочтение самому доброде тельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скром но живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости. Говорили, что воинственный Ромул сделал римский народ "желез ным", а Нума-добродетельным. "Вступив на царство, - пишет древний ис торик, - Нума тотчас принялся размягчать "железный" римский народ, чтобы из жестокого и воинственного сделать его кротким и справедли вым". Для этого он научил римлян благочестию - глубокому уважению к богам. Нума ввел в Риме новые культы (почитание новых богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии - "товарищества" жрецов. Среди вве денных им богов почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности. В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетелям и радостям мирной жизни. Покро вительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремеслен ников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь. Тулл Гостилий. После Нумы правили два воинственных царя - Тулл Гостилий и Анк Марций. Царь Тулл успешно воевал с соседями и наконец пошел войной на Альбу-Лонгу - главный город Лация. Альба была разруше на, а ее жителей Тулл Гостилий переселил в Рим. Когда римское и альбанское войска сошлись для решающей битвы, вожди договорились, что спор о первенстве двух народов решит поединок между храбрейшими воинами. Со стороны Рима выступили трое братьев Го рациев, со стороны Альбы - трое братьев Куриациев. Во время боя, за которым с замиранием сердца наблюдали оба войска, все Куриации были ранены, а двое Горациев - убиты. Единственному Горацию, оставшемуся целым и невредимым, противостояли три противника, и тогда он применил хитрость, ставшую знаменитой: обратившись в бегство, он добился, что его преследователи отстали на бегу друг от друга, а затем, внезапно остановившись, расправился с каждым из раненых врагов поодиночке. Рим ляне торжествовали победу. Когда ликующее войско во главе с героем возвращалось домой, у ворот Рима стояла сестра Горациев, просватанная за одного из Куриациев. Узнав плащ убитого жениха, она, забыв о погиб ших братьях, стала громко оплакивать врага своего народа. Не сдержав шись, Гораций в гневе убил родную сестру. По римскому закону за убийство полагалась смертная казнь. Судь ею был царь Тулл Гостилий. Он вынес смертный приговор, но тут же раз решил осужденному просить о помиловании народ. Гораций произнес: "Об ращаюсь к народу", - и народное собрание оправдало доблестного юношу. С тех пор в Риме установился обычай, по которому граждане, приговорен ные к смерти, имели право требовать народного суда. Анк Марций. После завоевания Альбы-Лонги Рим хотел занять ее место во главе латинских городов, но латины не желали мириться с воз вышением молодого города. Поэтому царь Анк Марций неоднократно сражал ся с ними и завоевал некоторые латинские города. Земли их он присоеди нил к римским владениям, а покоренных латинян перевел в Рим, расселив их на Авентине. Так при воинственных царях расширились границы и горо да Рима, и Римского государства. Тарквиний Древний. Последних трех римских царей называют,этрус ками. История их началась с того, что один богатый человек из этрусс кого города Тарквиний переселился в Рим, стал советником Анна Марция, завоевал любовь римского народа и в обход сыновей Анка был избран ца рем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высо кую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие эт русские ремесленники, закипели строительные работы, Рим начал превра щаться из "большой -деревни" в настоящий город. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города - Форум, в долине между Авентином и Палатином был пост роен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпите ра. Сервий Туллий. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. Рассказывают, что однажды домочадцы Таркви ния увидели чудесный знак - огненное сияние вокруг головы спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребен ка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь. Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство(но об этом позже). Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой ка менной стеной. В памяти потомков он остался как добрый царь, покрови тель плебеев. Тарквиний Гордый. Последний, седьмой царь, сын Тарквиния Древ него, носил имя Тарквиний Гордый - недаром. Власть он захватил путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия. Потом он перебил мно гих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под за щитой телохранителей - не избранный народом и неутвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничто жал из ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа перепол нилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возму щенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. По расчетам римских историков это событие произошло в 510 г. до н.э.

Реформа Сервия Туллия.


Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в при легающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к деле жу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Тул лия (578-534 гг. до н. э.). При нем плебеи были введены в состав римс кой общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные. Произведено это было так. Все римские граждане, то есть как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (зем ля, скот, инвентарь и др.) и разделены на 193 сотни-центурии. При этом те, чье имущество достигало 100 т. ассов (на один асс можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий-сотен. Самые же богатые, чье имущество превышало 100 т. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, постольку соеди ненное мнение богатых и самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, каким было общее число центурий, то есть большинство. Среди меньшей части центурий второй класс с цензом в 75 т. ас сов составил 22 центурии, третий класс с цензом в 50 т. ассов-20 цен турий и т. д. Пролетарии, то есть вовсе лишенные учитываемого имущест ва, составили всего одну центурию. При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями. Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служит - в более общем пла не-несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным. Реформа Сервия Туллия, как видим, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на иммущественном разли чии и территориальном делении. Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает, "общее дело"; верховным хозяи ном государства считался теперь весь римский народ, т. е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сена ту, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные кон сулами, т. е. "советчиками" или "товарищами". Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по оче реди и были во всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вред ным для государства.

Дальнейшие реформы.


Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она да леко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось на деления землей, которое становилось все больше по мере завоевания Ита лии. Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабс тва, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев. Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политичес ких правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магист ратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произ вола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков меж ду патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. Наконец в 287 г. до н. э. было постановлено, что решения пле бейских сходок (собраний) имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, то есть обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. Эти решения, к тому же, не под лежали ни утверждению сената, ни его ревизии. Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще ис чезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущест во при замещении-хотя и по выборам - всех главных должностей в госу дарстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом завершился процесс формиро вания рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных от ношений ушли в прошлое.

Законы XII таблиц. Общая характеристика.


Они были выработаны в середине V века до н. э. (451- 450 гг.) Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревян ных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме. Отличительной чертой названных законов был строгий формализм : малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий". Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных от ношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголов ным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начи ная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права-преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм куп ли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного прпроизводства, товарообмена, банковских операций и др. Не вдаваясь в содержание Таблиц, укажем на главное без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве со ответствующего периода. Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан-находилась в общей собственности и соответс твенно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было поначалу мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пишу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрес сия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли (порой до половины) и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требо вания, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве. Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. И то же может быть сказано о количестве частнохозяйственного скота, выпасаемого на общественных пастбищах. К числу таких законов должен быть отнесен наиболее ранний-закон Лициния-Секстия 367 года до н. э., запретивший отдельному лицу приоб ретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого. Важной чертой римского права собственности было под подразделе ние вещей на два типа-рес манципи и рес нек манципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии во обще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу отно сились все прочие вещи. Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и др.- требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципа ции. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобре тенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обо жествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неос поримое право собственности на вещь. Уплаты денег-без манципации-было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности. Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходи ла в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, воз никнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью прос той традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установлен ных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки-манципации. Драгоценная ваза-традиции.Первые две вещи отно сились к разряду орудий и средств производства; по своему происхожде нию они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общи ны, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело! Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и др., знают еще так назы ваеиый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в ба зарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник от вечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров. Законы XII таблиц знают, ко нечно, и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще-воровства, потравы и др. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно "поджигал строения или сложен ные у дома скирды хлеба". О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго пат риархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовла дыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатичес ким, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и станови лась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родс твом кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в тор жественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жре цов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и тор жественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме). Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака-"сине ману"-то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но имен но в этой форме брака-сине ману- женщина нашла себе значительную сво боду, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном бра ке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно браку сине ману было обеспеченно наи большее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фа милиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоря жаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатом по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сооб ща, как это было при отце.

Судебный процесс.


Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процес су указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется закона ми XII Таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая-ха рактеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем пре тор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор если никто не сбивался в произнесении должной, строго опреде ленной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанав ливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проиг рышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущих ся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакцион ного процесса завершалась На его второй стадии судья выслушивал сторо ны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принад лежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

4. Римская республика


Магистратура.



Завладев правым берегом Тибра, римляне несмотря на неудачи, ве ли, упорную борьбу за господство над всей Италией. И им это удалось. В результате 2-й Латинской войны и самнитских войн Рим уже в IV в. до н.э. подчинил себе сначала всю Среднюю Италию, а затем (к сер. III в. до н. э.) и Южную. При всем том Рим оставался тем, чем был-республи кой, как и прежде аристократической. Во главе Рима по-прежнему стояли центуриатные комиции и пле бейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и в преж ние времена, консулы, преторы и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и были ответственны за свои дейс твия - по истечении срока полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил, что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим "вето". Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между со бой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ). Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском. Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в. до н. э.), занимались, как мы уже видели, судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с III-II вв. до н. э. преторы станут толкователями права и его творцами. Каждый раз, вступая в должность, претор издавал эдикт, занесенный на побелен ную доску, выставленную на Форуме. Эдиктами преторы объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что не получит защиты. Благодаря преторам и в соответствии с велениями времени римский судебный процесс становится формулярным, то есть определяемым формулой претора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску. Законы XII Таблиц, хоть и сохраняются как священный завет, отступают на задний план перед тем, что предписывает судье претор, в свою очередь опираю щийся на веления "доброй совести" и "справедливости", то есть нравс твенные категории, которым придается значение авторитарного начала, корректирующего старое право с позиций диктуемых новыми правоотношени ями. Сентеции преторов и римских юристов с очевидностью обнаруживают стремление к приспособлению древнего, архаического права к экономичес кими, социальным, моральным, политическими требованиям поздней респуб лики с ее все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорным правом (обязательным) и т. д. Отсюда идет то самое римское право, которому предстояла долгая жизнь в качестве непременного элемента европейской цивилизации. Что касается народных (плебейских) трибунов, их задача заключа лась первоначально в защите плебеев от произвола патрицианских магист ратов, но с течением времена, когда эта обязанность практически отпа ла, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников вся кого невинно обиженного гражданина. В осуществление этой функции на родный трибун был снабжен важным правом-налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно на должнос ти плебейских трибунов стали претендовать патрицианские политики, вро де братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний. Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензо ров. Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет. Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определе нием их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в поли тической системе государства. Наконец, нельзя не указать и на ту их функцию, которая заключа лась в наблюдении за нравами. С тем, чтобы предупредить воинов-римлян против излишней роскоши, а тем более против безнравственных поступков. Идеология простого и честного образа жизни, которую воспитывали в римском юношестве, в немалой степени способствовала превращению Рима в огромной империи. Недаром многие римские авторы (а вслед за ними и многие позднейшие историки Рима) связывали с падением римской респуб лики с разложением нравов, отказом от простого и честного образа жиз ни, переходом к стяжанию, накопительству, широкому образу жизни, пирам и роскошествам всякого рода. Этого объяснения еще недостаточно для убедительного суждения, но что с падением патриархальной нравственнос ти, патриархальной старины наступило и политическое перерождение-в этом, как кажется не может быть сомнений. Остается, тем не менее, отк рытым вопрос о тех глубинных причинах, которые вызвали падение нравов, захватившее не только знать, но также и плебс, в том числе и "пролета риат". Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и его переводить в более низкие центурии.

Диктатор.


Все указанные нами магистратуры были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначае мого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначе ния диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Ли цо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и су дебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора. По истечении 6-ти месячного срока полномочий диктатор был обя зан сложить свои полномочия. Последняя из известных нам республиканс ких диктатур имела место в 220 году до нашей эры. Прямо противоположными республиканской диктатуре были "диктату ры", возникшие с грубым нарушением республиканской конституции- бесс рочные диктатуры Суллы, Цезаря и др. Что касается "коллективных" органов власти, то их было несколь ко. На первое место следует поставить уже известные нам центуриат ные собрания. Они были полномочны - с древнейших времен-принимать или отвергать законопроект, представленный кем-либо из магистратов-консу лом, претором, народным трибуном. Как уже говорилось голосовали по центуриям. Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали или отвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали воп росы войны и мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смерт ной казнью причинителю, и т. д. Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центуриатные, но как повелось, по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т. д.). Как было, однако, значительны по своему весу эти собрания они не были регулярными и собирались по воле одного из магистратов-консу ла, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления ча ще всего были предрешены магистратами.

Сенат.


Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативно го органа. Переход к республике усилил влияние сената, как единствен ного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю пат рициата. Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решений сенаторов заноси лись в особые книги. Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с IV в. до н.э. Сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не фор мальностью, ибо за ним стояли н магистраты и соответствующие комиций ( и раньше всего первые 98). Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношения ему приходилось обращаться к помощи магистратур. К особенной компетенции сената относились прежде всего междуна родные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика общее и пр. Вершина власти сената, когда без него не принималось ни ни од ной сколько-нибудь значительной меры в области внешней и внутренней политики, приходится на 300-135 годы до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху гражданских войн (II-I вв. до н. э.), когда государс твенные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.

5. Вывод.


Подводя итоги, спросим себя: в чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее сущест вования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии (политическое господство небольшой группы правящей партии, правящего класса)? На этот непростой вопрос может быть сказано (оперируя современ ной терминологией): система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Как мы видели по ходу изложения, система сдержек и противовесов проходит через всю систему римской формы правления. Два собрания, одно из которых было поначалу чисто плебейским; коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего кол леги; невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей); строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления; отделе ние судебной власти от власти исполнительной; исключительные полномо чия народных трибунов; наличие Сената, как назначаемого органа, обла дающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти, и т. д. Наконец, наше внимание не может не коснуться армии, бывшей в течение всех лет республики (до эпохи диктатур) народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или оли гархической формы правления. Когда с широкой завоевательной политикой Рима, сначала в самой Италии, а затем и на всем ареале земель, омываемых Средиземным морем, римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной си лой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед затем и переходу к монархическому прав лению.





Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz