|
|
| |
Вавилон и Ниневия - древнейшие города мира
|
Ниневия
1.1. Ботта ищет Ниневию.
Поисками Ниневии занимались многие. Ботта был первым. Поль Эмиль Ботта. Несмотря на опасность, что нас заподозрят в прис- трастии к астрологии, приходится все же сказать, что и Ботта-ди- тя декабря, так же как немец Винкельман и датчанин Цоэга. Ботта родился 6 декабря 1802 года в Турине. Его отец, извес- тный итальянский поэт и историк, потом переехал в Париж. Там его сын, не подозревавший, что судьба избрала для него, изучал меди- цину. Ботта хотел стать врачом. В 1826 году он занимает должность судового врача и на три года отправляется в кругосветное плавание. В середине 1829 года возвращается в Париж. Здесь Ботта завершает свое образование и защищает диссертацию. Но Европа его уже не удовлетворяла. После долгого кругосветного плавания окутанные тайной дали все больше и больше привлекали его. Случилось так, что Ботта поступил в ка- честве военного врача на службу к наместнику Египта. Он участво- вал в турецко-египетской войне за овладение Сирией, что позволи- ло ему познакомиться со страной и ее населением. В 1836 году Ботта получил из Парижа секретный приказ: иссле- довать прибрежные области Красного моря от Синайского полуостро- ва до Йемена. Но ему так и не удалось проникнуть внутрь страны. Очевидно, угрюмое недоверие правнуков царицы Савской нарушило все его планы. Именно в это время культурные нации Европы стали проявлять слишком живой интерес к древней державе этой легендар- ной царицы. В 1838 году Ботта вернулся в Париж. Однако ничто не говори- ло о том, что он собирается здесь остаться, избрав карьеру добро- порядочного домашнего врача. Он уже не мог забыть таинственный Восток. И вот в это же время французское правительство учредило дол- жность консульского агента в Мосуле на верхнем Тигре. Как будто специально для Ботта! Специально для врача Ботта, который уже знал Восток, побывал в Сирии и владел языком местных жителей. Но эта должность консульского агента в маленьком турецком провин- циальном городке была лишь декорумом. На самом деле Азиатское об- щество поручило Ботта решить удивительную задачу: он должен был найти для Франции сказочную Ниневию. 25 мая 1842 года Ботта приехал в Мосул. Мосул расположенный на правом берегу верхнего Тигра, был тогда центром турецкого ви- лайета. Со своими полуразрушенными стенами и узкими улочками, смешанным населением, состоявшим из турок, арабов, курдов и ар- мян, со своими сектами, церквами, мечетями, христианскими миссия- ми и святыми погребениями этот город жил не столько в настоящем, сколько в прошлом, словно во времена Авраама и Иакова. Каждому посетившему этот город прежде всего бросаются в глаза погребения, холмы, древности. Однако никто в Мосуле не мог с точностью ска- зать Ботта, где искать Ниневию, давно забытую столицу ассирий- ских царей. Правда, предположений можно было услышать много. Вся Месопотамия покрыта холмами. По-арабски их называют "телль", по-турецки - "хюйюк" или "тепе". В большинстве случаев под ними скрыты остатки древнейших городов и поселений. Они служат как бы могильными холмами огромного кладбища человеческой культуры, рас- тянувшегося на многие сотни километров. Где же искать Ниневию? Ботта попытал счастье, приступив с помощью нескольких под- собных рабочих к раскопкам большого холма на левом берегу Тигра против Мосула. Холм этот носил название "Куюнджик". Местные жите- ли предполагали, что там и должна находиться Ниневия, но утвер- ждать это с уверенностью они не могли. Холм имел громадные разме- ры, и при пробных раскопках здесь не нашли ничего, что могло бы заинтересовать Ботта. Лето в Мосуле невысимо. Мучительная жара парализует всякое желание заниматься какой-либо работой. Ботта ругает себя. Какое сумасшествие! Какой идиотизм жить в этом грязном местечке на Тиг- ре и раскапывать холмы без всякой надежды на успех! Прошло лето, пришла сносная для работы зима; Ботта продол- жает копать. Нет, он ничего не находит. Наступил март 1843 года. Ничего! Вот и весна, но Ботта все еще остается с пустыми руками. К черту этот проклятый Куюнджик! Что сделать? Сдаться? Отказаться? Вернуться в Париж? Незна- комый араб склоняется перед Ботта. Смущенно рассказывает: он знает другой "телль".Там раньше находили странные камни и плиты. Где? У деревни Хорсабад. Взяв с собой незнакомца, Ботта верхом отправился в Хорсабад. Это приблизительно в 20 километрах на северо-восток от Мосула. Начали копать. И тут лопата наткнулась на что-то твердое: але- бастр! Красиво отделанная алебастровая плитка. Ботта отбросил щебень в сторону. Плиток еще больше. Потом стена! Ботта знает, что ему теперь делать. Он берет своих рабочих, которые понапрасну рылись в "телль Куюнджике" под Мосулом. Он прекращает там работы и перебирается в Хорсабад. Март 1843 года. Первые же лопаты земли приносят новые успе- хи; изо дня в день Ботта приобретает все большую уверенность в том, что под этим мертвым холмом у Хорсабада похоронена сказоч- ная ассирийская столица Ниневия. Он посылает сообщение в Париж. И тут начинается мистерия. Еще и сегодня в солидных энциклопедиях можно прочитать, что Ботта проводил раскопки у деревни Хорсабад "на месте древней Ниневии". Не будем, однако, приуменьшать роль Ботта. Он сделал сенса- ционное открытие - но это была не Ниневия.
1.2. Версаль ассирийских царей.
Когда Ботта впервые взял в руки чудесные плитки алебастра, которые были найдены при раскопках холма у Хорсабада, он с ужа- сом увидел, что, пролежав тысячи лет в земле, они распадаются и крошатся на воздухе. Тогда он вызвал из Парижа опытного художни- ка с тем, чтобы тот смог по крайней мере зарисовать эти замеча- тельные находки. Париж послал ему художника Евгения Фландена, деньги для оп- латы наемных рабочих и добрые советы. В конце концов, когда Бот- та сообщил о выкопанных им колоссах - огромных каменных быках с большими крыльями и бородатыми человеческими головами, - Париж высказал и благое пожелание погрузить эти удивительные скульпту- ры на паром, спустить вниз по реке на расстояние около тысячи км вплоть до Персидского залива, где их можно было бы перегрузить на судно. Другого пути для транспортировки таких грузов тогда не бы- ло. Ботта был в отчаянии. Как перенести эти гигантские многотон- ные каменные колоссы к Тигру без всяких вспомогательных приспо- соблений? Где разыскать ему речные суда, которые вообще способны выдержать такую нагрузку? Ничего не понимают эти господа в Париже! - ругался Ботта. Посмотрели бы они на "келеки" местных жителей, эти построен- ные иэ бамбука паромы, которыми пользовались еще при Аврааме. Очевидно, еще со времен всемирного потопа арабы увеличивают их грузоподъемность при помощи надувных бурдюков, своеобразных воз- душных подушек, которые укрепляются под бамбуковым настилом. Та- ким путем почтенные наследники ассирийцев и плавают вниз по Тиг- ру - без парусов и без весел, только с длинными шестами, в ка- кой-то степени позволяющими направлять плот в нужную сторону по течению реки до тех пор, пока через несколько недель пути он не достигнет цели. Там они продают свои суда на слом, укладывают бурдюки на спину ослу и отправляются пешком в обратный тысячеки- лометровый путь. И на такие "келеки" Ботта должен был погрузить гигантские каменные колоссы с бычьими туловищами и человеческими головами. У него не оказалось другого выхода, как только распилить эти колос- сы, что, конечно, невозможно было сделать, не повредив их. Почти никто из его рабочих никогда в жизни не держал в руках инструмен- тов: их надо было сперва обучить. Надо было также рассеять их страх перед этими чудовищами, которых Аллах и его пророк называ- ли идолами греха, появившимися еще до всемирного потопа. К тому же пугали их - и не без оснований - странные клинописные знаки, высеченные на камнях. Это те самые кирпичи, о которых говорится в Коране! Они были обожжены в аду, и демоны их исписали! Так сказа- но в Коране! Поначалу рабочие охотно подчинялись этому могущественному Ботта. Платил он хорошо, да и аккуратно. Но сейчас он зашел уж слишком далеко. Когда Ботта в конце концов погрузил распиленных колоссов-бы- ков на зыбкие, качающиеся на волнах Тигра плоты, произошло нес- частье: примитивные "келеки" сначала спокойно плыли вниз по реке, но затем, неожиданно попав на быстрое течение, опрокинулись. До Парижа дошло лишь небольшое число записей, рисунков и описаний. Верующие в Аллаха это, конечно, заранее предвидели. Ботта копает два года. Из нагромождения покрытых эмалью кир- пичей и рельефных плит постепенно стали вырисовываться пятнад- цать залообразных помещений дворца. Париж был потрясен не меньше, чем арабы. Дворец в груде мусора? Колоссы-быки с человеческими головами? Алебастровые плиты и покрытые эмалью кирпичи? После своего открытия Ботта возвращается в Париж как победи- тель. Но он нашел не Ниневию, он обнаружил Версаль ассирийского царя Саргона II (VIII в до н э) - Дур-Шаррукин.
1.3. Астон Генри Лэйярд.
Кроме француза Ботта поисками Ниневии занимался также моло- дой англичанин по имени Астон Генри Лэйярд. 1846 год. Он стоит перед двумя вытянутыми в цепочку холмами на восточном, левом бе- регу Тигра, против Мосула. Многие поколения ломали себе голову над тайнами этих холмов. Неясные слухи и старинные легенды, хо- дившие среди местных жителей, позволяли думать, что здесь под этими двумя холмами, лежит погребенная Ниневия. Но никто пока еще не пытался начать здесь раскопки. И вот Лэйярд нерешительно стоит перед этими двумя холмами, не зная, с какого ему начать.Совершен- но очевидно, что оба эти холма не естественного, а искусственно- го происхождения. Лэйярда больше привлекает меньший из них, Неби Юнус. Но он частично находится в болотистой местности, частично на территории мусульманского кладбища, и, следовательно, прово- дить здесь раскопки очень рискованно. Все местное население наки- нулось бы на него. Лэйярд предполагает, что за холмами находятся следы древних искусственно созданных каналов Тигра. Это означает, что Ниневия была расположена слева от Тигра и справа от канала. Лэйярд долго ломает себе голову и потом начинает копать меж- ду Тигром и каналом. Сперва из земли появляются большие ворота с остатками двух изображенных на них крылатых каменных колоссов. А год спустя сказочный дворец ассирийца Синахериба лежит почти пол- ностью освобожденный от земли. Таким образом подтверждается убеж- дение Лэйярда в том, что он на самом деле стоит у погребенной Ни- невии.
1.4. Библиотека Ашшурбанапала.
В 1851 Лэйярд вынужден прекратить раскопки. Он болен. Вос- точный климат подточил здоровье археолога и на этом карьера Лэ- йярда как искателя кладов для Британского музея была окончена. Но этот уход 34-летнего Лэйярда был отнюдь не печален; его уход был триумфальным. В 1852 году Рассам - последователь Лэйярда взялся по поруче- нию Британского музея за продолжение раскопок Ниневии. Рассам знал, что он ищет. Еще никогда так много и так основательно не читались произведения античных авторов, как в XIX веке. И Рассам ищет Сарданапала, Ашшурбанапала, последнего великого царя Асси- рии перед ее падением. Рассам ищет его дворец, раскапывая холм Куюнджик. Когда он обнаружил этот дворец, какое-то внутреннее чувство подсказало ему, что здесь кроется нечто значительно бо- лее ценное, чем замечательные стены из алебастра, мощные укрепле- ния и крылатые каменные колоссы с человеческими головами. Чутьем собаки-ищейки он в конце концов нашел то, что искал. В 1854 году Рассам стоит на пороге открытия тайны, стоит перед жемчужиной древней эпохи, скрытой во дворце Ашшурбанапала. Он находит здесь большую библиотеку, которую ассирийский царь две с половиной ты- сячи лет назад собрал из всех значительных городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца. При падении Ассирии библиоте- ка была разорена и разграблена вражескими войсками. Рассам уви- дел это сразу же. Но он не мог тогда еще знать об определенных опознавательных знаках, которые помогли потом привести в относи- тельный порядок эту разоренную библиотеку и классифицировать 30 тысяч глиняных табличек, покрытых таинственной клинописью. В то время Рассам еще еле-еле мог читать то, что было написано на осо- бых таблицах, скрепленных ассирийской царской печатью: "Того, кто посмеет унести эти таблицы... пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэлит, а имя его и его наследников навсегда пусть будет преда- но забвению в этой стране." Однако даже если бы Рассам и понял это предостережение, оно ни в малейшей мере его не смутило бы. В любом случае он бы тщательно упаковывал эти таблицы и отправлял их в Лондон. Лишь через 30 лет в Лондоне появилась возможность опублико- вать - на отличной бумаге - каталог библиотеки царя Ашшурбанапа- ла. Издатель этого каталога - немецкий ассириолог Карл Бецольд прочитал тексты двух особых таблиц: "Я, Ашшурбанапал, постиг мудрость Набу, все искусство пис- цов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стре- лять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи... Я изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял. Я присутствовал на собраниях царских переписчиков. Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны... В то же время я изучал и то, что полагается знать господину; и пошел по своему царскому пути."
1.5. Что можно прочитать?
После обнаружения гигантской библиотеки многие ученые лома- ли головы над расшифровкой клинописных таблиц. Со временем уда- лось прочитать некоторые надписи. Но иногда кажется, что было бы лучше, если бы мы вообще не умели читать. Так, например, царь Тиглатпаласар I в XII-XI веках до н э рассказывает, что кровь убитых врагов "реками текла в долину", а отрубленные головы валялись на поле битвы, как "копны хлеба." Этот же царь сообщает об уничтожении одного из вражеских городов следующее: "Он прошел этот путь за три дня. С восходом солнца, когда их земля раскалялась, он вспарывал беременным животы, он протыкал тела слабых. Сильным он перерубал шеи." "Со всех главарей, которые восстали, - так гласит одна над- пись царя Ашшурнасирпала, - я содрал кожу. Их кожей я покрыл столбы; одних пригвоздил я к стене, других посадил я на кол и ве- лел расставить вокруг столбов... Главарям и царским военачальни- кам, которые восстали, я отрубил конечности..." Ашшурбанапал, последний великий царь Ассирии,знаток письмен- ности и основатель библиотеки, хвастался: "Я сжег три тысячи пленных. Никого из них не оставил я живым, чтобы не оказались они заложниками". О подавлении одного восстания он сообщает так: "Я вырвал языки тех воинов, нахальные уста которых говорили дерзос- ти против Ашшура, моего бога, и которые против меня задумали злое... Остальных людей принес я в жертву. Их изрубленные тела скормил я собакам, свиньям и волкам..." "Мои боевые колесницы размалывали мужчин и животных,- гово- рится в другой ассирийской надписи.- Памятники, воздвигнутые мною, стоят на человеческих трупах, от которых я отрезал головы и конечности. Всем, кто попался мне живым, я отрезал руки." Но страна между Евфратом и Тигром оставила нам и другие над- писи, свидетельствующие о важнейших событиях: "Тогда: Эшшуршаг- куркурра, храм Ашшура, моего владыки, который был построен Ушпиа, жрецом Ашшура, моим предком разрушился, и Эришу, мой предок, жрец Ашшура, построил его снова. Прошло 159 лет со времени правления Эришу, и этот храм разрушился, и построил его снова Шамши-Адад, жрец Ашшура. 580 лет прошло. В этот храм, который был построен Шамши-Ададом, жрецом Ашшура, и простоял очень долго, попал огонь. Храм, его святилище... сгорели. В те дни я снес этот храм... дос- тиг твердого грунта и заложил там фундамент из огромных камней, подобных тем, на каких стоят горы". Таким образом, Месопотамия раскрывает все стороны истории человечества; она показывает также историю его духовной жизни. Отсюда, из Месопотамии, Палестина была не просто порабощена, но на нее распространилось и плодотворное культурное влияние. Многое из того, что содержится в Библии, которая сравни- тельно недавно считалась единственным и предположительно самым древнейшим источником, убедительно связывается с Междуречьем. Не- которые культы, различные законы, многие представления и мифы Библии восходят к более древним месопотамским первоисточникам. Поэтому именно отсюда открываются возможности наблюдать за воз- никновением различных верований и религиозных представлений, фор- мированием нравов и обычаев, которые нередко кроются в глубокой основе наших собственных воззрений и форм жизни. Страна между Евфратом и Тигром со своими погребениями и раз- валинами, надписями и откровениями предоставляет нам единствен- ную в своем роде возможность познать самих себя.
Вавилон
2.1Роберт Кольдевей
Одним из археологов, занимавшихся поисками Вавилона был Ро- берт Кольдевей. Родился он в Бланкенбурге, а вырос в Брауншвейге и Гамбурге. Сказать, что Роберт Кольдевей нашел свое призвание, раскапы- вая Джумджума (один из холмов, в котором были погребены развали- ны Вавилона), было бы, однако, неправильно. Более того, именно там честолюбию Кольдевея был нанесен жестокий удар, там он соста- рился, испортил себе жизнь. В 1898 году, когда Берлинский музей доверил Кольдевею рас- копки Вавилона, он уже не был новичком в области археологии. Нап- ротив, Кольдевей очень хорошо освоил эту специальность. В тече- ние почти полутора десятка лет он проводил раскопки в ряде мест на территории Малой Азии. Уже в 1882-1883 годах он принимал учас- тие в раскопках малоазиатского Ассоса на южном берегу Троады, проводимых американской экспедицией. Три года спустя Кольдевей по поручению Германского археологического института раскапывал древ- нейшие поселения на острове Лесбос. Вслед за тем, в 1887 году, он проводил пробные раскопки на вавилонских холмах. В 1889 году Кольдевей один, без всякой помощи, расчистил развалины Неандрии в Троаде. В последующие годы этот не знающий усталости человек вместе с другими немецкими исследователями продолжал археологические ра- боты на юге Италии, потом в Сицилии и в конце концов опять в Си- рии. В 1895 году Кольдевей прерывает свою исследовательскую дея- тельность. Этот человек, который почти 14 лет провел в пути как полевой археолог, принял на три года должность преподавателя в строительном училище в Герлитце. Но это была лишь передышка. В конце 1897 года он совершает поездку в Месопотамию, чтобы подготовиться к выполнению важного задания. Кольдевею исполни- лось 43 года, и он был уже опытным археологом, когда наконец осу- ществилась заветная мечта его жизни. Как только берлинские музеи поручили Кольдевею раскопки Вавилона, он поставил следующие усло- вия: раскопки должны продолжаться не менее пяти лет; в помощь ему должен быть выделен целый штат опытных немецких археологов и большой отряд местных рабочих. Общая сумма всех работ определя- лась суммой в полмиллиона золотых марок. Для прошедшего XIX века это была огромная сумма, ее предоставило вновь созданное Герман- ское восточное общество. Вместо намеченных пяти лет Кольдевей провел на развалинах Вавилона около 18 лет. Только в 1917 году он вынужден был их по- кинуть, так как британские войска заняли Багдад и начали продви- гаться к Вавилону. В Берлин Кольдевей вернулся уже пожилым чело- веком. Вавилон он больше никогда не увидел.
2.2. Подготовка к раскопкам.
Развалины Вавилона расположены на левом берегу Евфрата, приблизительно в 90 км на юг от Багдада. В основном они представ- ляют собой четыре огромных холма из щебня, которые скорее можно назвать горами, чем холмами. Одна из этих гор - Джумджума, где Джордж Смит приобрел 3000 клинописных табличек для Британского музея. Остальные три носят названия: Каср, Бабил и Амран ибн Али. Уже многие исследователи успели побывать на этих огромных холмах и произвести на них разведывательные раскопки. Это были Френель и Опперт, Лэйярд, Рассам и Роулинсон. Почти все были убеждены в том, что под этими горами щебня должен лежать Вавилон. Однако гигантская работа, которая требовалась для систематическо- го проникновения в эти холмы и для отброса земли, отпугивала ис- следователей. В древности Вавилон, согласно сообщению "отца истории" Геро- дота, тянулся по обоим берегам Евфрата в виде огромного четыреху- гольника шириной и длиной в 22 км. Геродот говорил, таким обра- зом, о территории города такой величины, которую можно сравнить с площадью самых больших современных городов. Этот огромный город - Вавилон, несомненно, не имевший себе равных в древности, именуется в клинописных текстах "Bab-ily", что означает "ворота бога". Попытки проникнуть в его тайны требовали намного больше сил и средств, чем стоили раскопки всех уже открытых городов на Евфрате и Тигре. Поэтому Роберт Кольдевей приступил к этой рабо- те не один. Его сопровождала целая группа сменявших друг друга видных архитекторов. Ему давали советы опытнейшие ассириологи и лингвисты. Они стремились найти побольше клинописных табличек, а, если возможно, то и целые библиотеки, такие как в Ниневии. Конеч- но же вавилонские библиотеки должны были превзойти ниневийскую соответственно размерам гигантского города. В конце марта 1899 года экспедиция прибыла на место, где ле- жали развалины Вавилона. Она расположилась в деревне Квейреш у подножия горы из мусора и щебня, носившей название Каср. Старей- шина деревни предоставил экспедиции помещение, похожее на сарай, с пальмами во дворе. Это сооружение явилось базой экспедиции. Несколькими днями позже были наняты первые арабские рабочие и около Касра вырыты первые пробные шурфы.
2.3. Царская крепость Навуходоносора.
Возвышающаяся прямо перед самой дверью домика экспедиции ог- ромная гора щебня была объявлена территорией немецких раскопок. С точки зрения здравого смысла именно здесь, в этой горе щебня, должна находиться царская крепость Навуходоносора. Это, конечно, лишь предположение. В бедной камнями стране, лежащей между Тигром и Евфратом, с того далекого времени, как че- ловек научился строить дома, обожженные кирпичи были драгоценным материалом, ценимым на вес золота. Поэтому расхищение кирпичей процветало в Месопотамии в течение тысячелетий. Зафиксированные клинописью проклятия некоего царя свидетельствуют о том, что та- ким путем он хотел запугать своих потомков и не допустить разру- шения построенного им здания. Этот документ показывает, что рас- хищение кирпичей было обычным делом уже три или четыре тысячеле- тия назад и никакие меры не могли этому воспрепятствовать. С тех пор подобные хищения стали для этой страны своего рода традицией. Не только современные поселки, расположенные вблизи вавилонских холмов, но и половина Багдада( в 90 км от развалин Вавилона вверх по реке) возведена из вавилонских кирпичей. Но немцам, очевидно, везло. Уже при первых пробных раскопках на Касре они нашли улицу, вымощенную большими плитами, часть из которых была покрыта надписями. Это были надписи царя Навуходоно- сора, свидетельствующие о том, что археологи обнаружили здесь большую священную дорогу процессий - улицу для торжественных шес- твий в честь Мардука, "божественного господина Вавилона". Повсе- местно попадающиеся кирпичи, покрытые цветной эмалью и рельефами, ясно говорили о том, что именно здесь находилась эта искусно пос- троенная дорога процессий. Волна радостного возбуждения охватила экспедицию. Однако транспортировка огромных масс щебня, которые засыпали торжествен- ную дорогу Навуходоносора, потребовала совсем других средств, чем те, какие до того времени использовались на Евфрате. Спустя 4 ме- сяца, в июле 1899 года, из Германии водным транспортом доставили полевую железную дорогу, совершенно необходимую для транспорти- ровки щебня. Летом, как раз в самую жару, железную дорогу выгрузили на берегу Евфрата. Арабов это сбило с толку. Еще никогда в жизни они не видели узкоколейки. С большим трудом началось строительство дороги. С помощью совершенно неопытных арабов, которым едва ли когда-либо в жизни приходилось заниматься подобной работой, рельсы были проложены к самой щебенчатой горе Каср и смонтирова- ны, а на них поставлены вагонетки. Сначала арабы относились к железной дороге с большим недове- рием, но в конце концов они поняли, что горы щебня из Касра отво- зить стало легче и быстрее, чем раньше. Кроме того уважение к уз- коколейке еще более возросло, когда выяснилось, что немцам потре- буется много рабочей силы и оплачиваться она будет совсем не пло- хо. Экспедиция в течении всего года, летом и зимой, нанимала в среднем до 200 рабочих.
2.4. Ворота богини.
Все это время в Берлине с нетерпением ждали клинописных таб- личек. Берлин, оплот языковедов и специалистов по письменности, с явной нервозностью ожидал открытия новой библиотеки, подобной библиотеке из Ниневии, находившейся в руках англичан. Но такого открытия еще не было. А пока, вот уже четыре года, немецкая экспедиция в Вавилоне собирала нечто такое, что могло довести до белого каления всяко- го, кто надеется на открытие уникальных архивов и сенсационных произведений искусства; экспедиция собирала огромные горы разби- тых кирпичей. Правда, это были не простые кирпичи, большая их часть покрыта эмалью. Штуку за штукой извлекали из Касра эти пок- рытые цветной эмалью кирпичи с такой тщательностью, словно это было золото. Кирпич за кирпичом отсортировывали и пересчитывали. В ре- зультате ими было наполнено 400 ящиков. В каждом находилось око- ло 250 кирпичей. В целом это составило приблизительно 100000 об- ломков, которые на больших речных судах были направлены вниз по реке в Басру. Там, в Персидском заливе, их перегружали на немец- кий пароход и отправляли через Гамбург в Берлин. Долгое путешес- твие многочисленных ящиков заканчивалось в музее в центре Берлина. Только после первой мировой войны в Переднеазиатском отделе- нии государственных музеев удалось начать самую странную работу, которую когда-либо производили с кирпичами в возрасте 2500 лет. Каждый из этих ста тысяч кирпичей промывали в течение нескольких недель в проточной воде, чтобы приостановить разрушающее дей- ствие селитры. После этого их долго сушили. В заключение кирпичи покрывали парафином в специальных ваннах, чтобы они акклиматизи- ровались. И только после всего этого в мастерских и лабораториях бер- линских музеев был осуществлен один из труднейших археологичес- ких экспериментов. Этот эксперимент потребовал от его участников концентрации всех умственных сил и использования всего богатого опыта, накопленного исследователями. Кирпичи, сделанные из мес- тной бранденбургской глины, обжигали, примешивая различные крас- ки. Таким путем в Берлине как бы вновь открывали искусство обжи- га, которым владели древние вавилоняне, сооружавшие стены из цветного кирпича. Три берлинские керамические мастерские принима- ли участие в этих долгих и сложных опытах, , цель которых состоя- ла в том, чтобы попытаться - ни много ни мало - имитировать пос- тройки Вавилона в Берлинском музее. С использованием подлинных кирпичей из Вавилона в конце концов было воссоздано это изуми- тельное сооружение - ворота Иштар, развалины которых тщательно изучались опытными археологами при раскопках нагромождений из щебня в Касре. Это ворота царицы неба Иштар, матери всех людей, прообразом которой служила утренняя и вечерняя звезда - планета Венера. Че- рез ворота Иштар каждый год проходила торжественная процессия в честь богов Вавилона. Развалины ворот еще и сегодня на 12 метров возвышаются над руинами Вавилона. А их копия в натуральную вели- чину стоит в Берлинском музее, досконально повторяя первона- чальный облик. Там же воспроизведена часть дороги процессий около ворот Иштар в том виде, как она когда-то выглядела в действительности: шириной 16 метров, окруженная на расстоянии 200 метров стенами из глазурованного кирпича, с которых глядели 120 львов, изображен- ных на голубом фоне, образуемом цветной керамикой. Ворота Иштар также украшали различные фигуры зверей: изобра- жения быков (или носорогов) и фантастического существа "Сирруш". Это существо существовало из четырех частей различных животных: орла, змеи, некоего четвероногого и скорпиона. По крайней мере трое из перечисленных животных ассоциируются с древней религией луны. Обе фигуры - быка(или носорога) и фантастического существа - равномерно перемежаются, покрывая весь фронтон, внутреннюю повер- хность ворот и заднюю сторону всей постройки. Сами ворота были двойными: внутренние, главные, ворота в два раза больше наружных. Ни один музей мира не смог бы поместить их под своей крышей. Поэтому берлинская реконструкция ограничивает- ся лишь воспроизведением наружных ворот. Из обломков кирпичей Касра в Берлине была сооружена также копия тронного зала Навуходоносора II (VI век до н. э.) шириной 60, высотой и глубиной - 20 метров. Когда-то этот тронный зал за- щищали шестиметровые стены, также отделанные цветными глазурован- ными кирпичами. Цветные кирпичи были украшены орнаментами. На го- лубом фоне выделялись желтые колонны с белыми розетками и ромбо- видными украшениями. Широкий многоцветный настенный фриз получал свое завершение на потолке. Две с половиной тысячи лет назад в этот тронный зал вступа- ли, конечно, лишь самые знатные люди вавилонского царства. Еще и сегодня его торжественная тишина волнует каждого посетителя. Вполне понятно, что архитекторов немецкой экспедиции в Вави- лоне все больше и больше интересовали роскошные дворцы вавилон- ских царей, извлеченные из мусорных гор Касра, интересовали двор- цовые стены, толщина которых доходила до 17 метров. Лингвисты же в Берлине, напротив, все чаще и чаще с плохо скрытым раздраже- нием требовали других драгоценностей вавилона - табличек с письменами. Поэтому в апреле 1900 года Роберт Кольдевей решает не только продолжать раскопки на Касре, но и начать новый раскоп другой горы щебня - огромного холма Амран ибн Али.
2.5. В районе храма.
Когда немецкая экспедиция начала раскопки на Амран ибн Али, развалины были покрыты слоем щебня толщиной от 7 до 10 метров. Этот смешанный с золой щебень постоянно грозил обвалиться и похо- ронить под собой археологов. Поэтому немцы были вынуждены раскапывать эту гору щебня, применяя целую систему глубоких штолен и шахт. Подвергаясь пос- тоянной опасности, прокладывали они эти шахты и штольни у самого основания стен, которые, очевидно, были стенами храма. Шахты все глубже уходили в землю. На определенных расстоя- ниях в них устраивали ступенчатые ниши, из которых рабочие пода- вали наверх корзины, заполненные щебнем, землей и золой.Постепен- но среди длинных ходов штолен вырисовывались контуры гигантской постройки. С помощью обнаруженных строительных надписей в конце концов оказалось возможным установить, что под горой щебня Амран ибн Али сохранились остатки святилища. В огромном четырехугольни- ке размером 450 на 550 метров лежал храм божественного "владыки Вавилона" и "владыки богов" - Бел-Мардука. Из многочисленных кли- нописных текстов царя Навуходоносора было известно о внутреннем устройстве этого святилища. Там находилось особое помещение Э-Куа. Это была камера, где, по-видимому, стояла драгоценная статуя бога. Камера имела мрамор- ные стены, украшенные золотом и лазурным камнем. Разрушенный по- толок из кедрового дерева ранее, вероятно, был покрыт чистым зо- лотом. По свидетельству Геродота, в этом помещении и находилась огромная, высотой 6 метров, сидящая фигура бога. На протяжении веков камеру неоднократно грабили. В первой половине II тысячелетия до н. э. статуя бога была похищена хетта- ми. Через некоторое время касситский царь Агумкакрим вернул ее на место. В его время статуя имела, по-видимому, золотую тиару и бы- ла украшена различными драгоценностями. Двери помещения, в кото- ром она находилась, были сделаны из кедрового дерева и украшены бронзовыми пластинками. На этих пластинках были изображены свя- щенные вавилонские драконы, рыбы-козы и собаки (атрибуты Мардука и его отца Эа). Именно в образе рыбы-козы (или козы-рыбы) как в смешении образов луны-рыбы и луны-козы следует видеть характер- ное для Вавилона слияние символов двух различных культов луны. Изображение вавилонского бога Мардука в течение веков непре- рывно изменялось. Найденные в Вавилоне священные печати с посвя- тительными надписями IX века до н. э. изображают Бел-Мардука в длинном одеянии, украшенном звездами, на его шее - ожерелье с тремя по-разному гравированными дисками. Уши бога необыкновенно велики (у древних вавилонян не мозг, а именно уши считались вмес- тилищем разума и духа). На голове Мардука высокий головной убор с короной из перьев. В правой, опущенной руке, он держит бумеранг, в левой - знаки своей власти: палку и кольцо. Ноги Мардука погру- жены в бушующий океан. Рядом с ним стоит священный фантастичес- кий зверь, очевидно "дракон Вавилона".
2.6. Вавилонская башня.
Вблизи храма Э-Сагила раскинулся район Э-Теменанки, храм "краеугольного камня неба и земли", во внутреннем дворе которого стояла известная всему миру Вавилонская башня. Раскопки в шахтах и штольнях обнаружили хорошо сохранивший- ся фундамент башни - четырехугольник со сторонами размером 91,55 метра и остатки трех лестниц.В основном, по-видимому, подтверди- лось сообщение Геродота: Вавилонская башня - это сооружение, где башни возвышались "одна над другой". Всего по данным Геродота, было 8 башен. Вокруг "всех башен" по наружной стене поднимались лестницы. В самой верхней башне находился "большой храм" и в нем "большое, отлично убранное ложе" и "золотой стол". Клинописные же тексты, найденные в самом сооружении, сооб- щают, что Вавилонская башня состояла из 7 (а не 8) суживающихся кверху ступенчатых террас и самая нижняя башня представляла со- бой квадрат, каждая сторона которого равнялась приблизительно 90 метрам. Раскопки подтвердили эти данные. Башня возвышалась над окружавшими ее другими помещениями, предназначенными для жрецов и паломников. В ее основе лежал кирпичный фундамент, снаружи она была облицована обожженным кирпичом. Хотя в Библии и упоминается о том, как бог, разгневавшись на людей за их намерение построить в Вавилоне башню до самых небес, смешал их языки и рассеял вавилонян по всему миру, однако о раз- рушении башни в Библии не говорится ничего. Но то, что предстало перед глазами немцев, производивших раскопки, было грудой кирпи- чей, разбитых на тысячи кусков. Это была неописуемая картина го- рода, неоднократно опустошаемого и сжигаемого в течение его трех- тысячелетней истории. 2.7. Несчастный Вавилон. Тот Вавилон, который раскапывали Кольдевей и его сотрудники в течении многих лет, был построен на развалинах и останках мно- гих городов; последний раз его восстанавливал Навуходоносор II в VI веке до н. э. Только в отдельных местах раскапываемой площади удавалось обнаружить более древние слои. В большинстве случаев они перекрыты последующими постройками, при сооружении которых более ранние обычно уничтожались. Попытки копать глубже привели к появлению грунтовых вод. Они били ключом, заполняя шахты и штольни, и заставили археологов от- ступить. Под этими грунтовыми водами лежали недоступные для ис- следования остатки того города, который не раз был осквернен вра- гами, сожжен до основания, уничтожен. Это были остатки того Вави- лона, который на протяжении всей своей истории не покорился ни ассирийцам, ни каким-либо другим врагам. Там, под грунтовыми во- дами, лежали развалины того Вавилона, который когда-то - за пятьсот лет до Моисея и за тысячу лет до Навуходоносора - был ре- зиденцией прославленного вавилонского царя Хаммурапи. От этого царя современные исследователи истории и культуры получили драгоценнейший документ: высеченный на камне кодекс за- конов. Приблизительно в XII веке до н. э. эламиты (жители древнего государства, граничившего на востоке с Вавилонией и Ассирией; неоднократно нападали на Ассирию) перетащили этот огромный ка- мень из побежденного Вавилона в свою столицу Сузы, за 300 км от- сюда. Он был обнаружен в Сузах французскими археологами почти в то же самое время (1901/1902), когда немцы рыли свои штольни и шахты на вавилонском холме. Этот огромный кусок диорита высотой 2,25 метра имел, очевид- но, форму фаллоса, на котором знаками вавилонской клинописи были выгравированы законы царя Хаммурапи. За торжественным введением, в котором Хаммурапи обращается к различным божествам, следуют приблизительно 290 параграфов кодекса, датируемого XVII веком до н. э. Из этих законов стало известно о варварских телесных наказа- ниях, присуждаемых даже за малейшие проступки. Осужденным прока- лывали или отрезали уши, губы, пальцы, а иногда даже обливали ли- цо кипящей смолой. Стало известно также об униженном положении женщины и ее бесправии в браке. Так, женщину, которая осмеливалась требовать развода, разрешалось утопить. О наказаниях плохих хозяек сообща- лось следующее: "Если она много болтала, если пренебрегала своим домом и не воспитала своих детей порядочными людьми, то надлежит бросить ее в воду!"
2.8. Религиозный Вавилон.
Вавилон не был городом греха - это был кладезь глубочайшего благочестия. Одна из надписей упоминает, что Вавилон имел 53 хра- ма великих богов, 55 святилищ бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 - небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12 других алтарей. Это, конечно, лишь простое перечисление культовых сооруже- ний, некие символические цифры, но результаты раскопок бесспорно подтверждают, что народ Вавилона большую часть своих жизненных и творческих сил отдавал сооружению посвященных богам зданий. Мно- го прилежных рук было занято изготовлением предметов культа, кар- тин и амулетов, бус и крестов, молитвенных табличек и украшений, которые с того времени стали широко применяться при исполнении различных религиозных обрядов искренне верующими людьми, обращав- шими свои взоры к небу. Немало дней в году вавилонская "звездная религия" отводила для принесения жертв богу Луны Син и его жене или любовнице Иштар, не говоря уже о бесчисленных процессиях и церемониях. Только позднее вавилонский пантеон пополнился еще царем богов - Мардуком, напоминающим греческого Зевса и римского Юпитера. Его происхождение основано, вероятно, на религиозных представлениях, связанных с культом звезд и результатами астрономических наблюде- ний или открытий. Мардук отождествлялся с планетой Юпитер и в конце концов как всемогущий бог неба получил все прежние атрибу- ты, символы и титулы побежденного бога Луны. Правда, старинное преклонение перед луной исчезает не сразу. В праздник нового года по Евфрату плавал священный "корабль про- цессий". Он был похож на лунный корабль, плывущий по Млечному пу- ти, ибо вавилоняне стремились перенести на землю все небесные яв- ления. Нос этого лунного корабля был украшен змеиной головой. Это была та же голова змеи, которая в Египте и других местах явля- лась древнейшим символом луны. Вавилонский "корабль процессий", украшенный золотом и драгоценными камнями, по сведениям клинопис- ных текстов, так "сверкал на солнце, как звезда на небе".
2.9. Его звезда опускается.
Роберт Кольдевей провел в Вавилоне 18 лет. После первых лет раскопок при определении направления стен, идущих от ворот Иштар, у него возникли серьезные разногласия с директором Переднеазиат- ского отделения берлинских музеев Фридрихом Деличем. Эти разног- ласия сильно повлияли на Кольдевея. Считая, что он глубоко ошиб- ся, ученый заболел и начал быстро стареть. Его отношения с бер- линскими лингвистами в течение ряда лет также были крайне напря- женными. Эти люди не могли ему простить, что в холмах Вавилона он не нашел такой же большой библиотеки, какую два поколения назад обнаружил Рассам в Ниневии. Хотя Вавилон и не был раскопан до конца, но уже стало ясно, что большой библиотеки в этом городе не найти. В 1917 году , в конце первой мировой войны, Кольдевей вынуж- ден был покинуть Вавилон, бросив много интересных находок. На территорию Двуречья вступили англичане. Когда десятью годами поз- же, в конце 1926 года, немецкие археологи вновь вернулись в Вави- лон, чтобы забрать оставленные там находки, Роберт Кольдевей был уже мертв. Он умер 5 февраля 1925 года в Берлине, и друзья проводили его до кладбища Паркфридхоф в Лихтерфельде, где он нашел вечный покой. Этому медлительному и одинокому человеку выпала нелегкая доля. Ему не суждено было увидеть реконструированные в Берлине в 1928-1930 годах ворота Иштар, улицу процессий и тронный зал Наву- ходоносора - самый замечательный монументальный памятник, кото- рый, как сказал ближайший сотрудник ученого Вальтер Андре, "смог бы увенчать труд Кольдевея в Вавилоне".
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|