Поэма "Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного горя (анализ языковых и художественных средств)
Неужели никому из них (новым поколениям) не суждена величайшая радость: читать, например, "Медного всадника", восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Корней Чуковский.
"Только вот поэтов, к сожалению, нету- впрочем, может, это и не нужно",- писал В.Маяковский. А в это время прекрасных поэтов, которые служили искусству, а не классу, травили и расстреливали. Видимо, не считал за истинного поэта Владимир Ма- яковский и Анну Андреевну Ахматову.
Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по лож- ному обвинению он был арестован. "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде",- вспоминает Ахматова в предисловии к "Реквиему". Жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына. В 1946 году выходит "знаменитое" ждановское постановление, ко- торое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары, прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные про- изведения. Вполне можно согласиться с Паустовским, что "Анна Ахматова- целая эпоха в поэзии нашей страны".
Анализировать такую сложную вещь, как поэма "Реквием", трудно. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно. Сначала небольшой словарь.
Лирический герой (героиня) - образ поэта в лирике, как бы "двойник" автора-поэта. Это способ выражения авторских чувств и мыслей. Соотношение между лирическим героем и поэтом пример- но такое, как между литературным героем и реальным человеком (прототипом).
Сравнение- сопоставление двух предметов и явлений, обла- дающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, соединенных союзами так, как будто, словно, будто и другими. Но может быть и бессоюзным, например, у Ахматовой: " И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград".
Эпитет - художественное определение. Оно выражает часто отношение автора к предмету путем выделения какого-то наиболее важного для этого автора признака. Например, у Ахматовой "кровавые сапоги". Обычное определение (кожаные сапоги) не будет эпитетом.
Метафора- употребление слов в переносном смысле и пере- несение действий и признаков одних предметов на другие, в чем-то сходные. У Ахматовой: "А надежда все поет вдали", "Лег- кие летят недели". Метафора- это как бы скрытое сравнение, когда не называется предмет, с которым сравнивают. Например, "желтый месяц входит в дом" - метафора. А если бы: "желтый месяц входит", как гость (призрак и т.п.), то сравнение. Антитеза - противопоставление: оборот, в котором сочета- ются резко противоположные понятия и представления. "... И мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек" (Ахматова). Гипербола- преувеличение, основанное на том, что сказан- ное не следует понимать буквально, оно создает образ. Обратным гиперболе будет преуменьшение (литота). Пример гиперболы: Еле в стул вмещается парень.
Один кулак - четыре кило. Маяковский.
Главная мысль поэмы "Реквием"- выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охва- тывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практи- чески нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.
Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвраще- ние перед насилием, показать запустение города и страны, под- черкнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе "черный ворон(ок)". Часто употребляется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Во- обще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеной.
Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты "красная" и "ослепшая" по отношению к стене создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими. Сравнений в поэме немного. Но все так или иначе подчерки- вают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к рели- гиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэме есть образ, близкий всем матерям, Матери Христа, молча пере- носящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отдалена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут...
И вновь народные мотивы: "И выла старуха, как раненый зверь". "Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башня- ми выть". Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства (17 век), которое вновь вернулось в Россию.
Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор. "Перед этим горем гнутся горы...". С этой метафоры начинается поэма. Это средство позволяет добиться удивительной краткости и выразительности. "И короткую песню разлуки паровозные пели гудки", "Звезды смерти стояли над нами", "безвинная корчилась Русь". А вот еще: "И своей слезой горячей новогодний лед про- жигать". Вспоминается Пушкин, любимый поэт Ахматовой, "лед и пламень". Вот еще один ее мотив, очень символичный: "Но крепки тюремные затворы, а за ними каторжные норы..." перекликается с посланием декабристам. Есть и развернутые метафоры, представ- ляющие целые картины:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.
Мир в поэме как бы разделен на добро и зло, на палачей и жертвы, на радость и страдания.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Здесь даже тире подчеркивает антитезу. Это средство используется очень широко. "И в лютый холод, и в июльский зной", "И упало каменное слово на мою еще живую грудь", "Ты сын и ужас мой" и т.д.
В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и пережива- ний.
Для создания нужного эффекта Ахматова употребляет почти все основные стихотворные размеры, а также различный ритм и количество стоп в строках.
Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны Ахматовой, действительно, "свободная и крылатая".