"ТВОРЧЕСТВО Ч. АЙТМАТОВА"
Чингиз Айтматов (род. в 1928 г.) - одна из самых замеча-
тельных фигур современной советской литературы. Это писатель
глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он
стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных со-
ветских писателей он широко популярен за рубежом. Последние
годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных
форумах.
Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и
напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою
собственную манеру повествования. С самого начала его произве-
дения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неод-
нозначное решение проблем. Таковы ранние повести: "Джамиля"
(1957), "Тополек мой в красной косынке" (1961), "Первый учи-
тель" (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее.
Сам автор говорил: "... в "Первом учителе" я хотел утвердить
наше понимание положительного героя в литературе... Я поста-
рался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я
хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах".
Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих
односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня
жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не
глубоко прав критик В.Панкин, что "уважать учителя- эта наука
почему-то дается труднее других".
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни,
писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть
острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова
становится более философской; противоречия, коллизии достигают
очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто
неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с
авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в
рассказ вплетаются лирические песни ( "Прощай, Гульсары!"),
предания, мифы, легенды ("Белый пароход", "Пегий пес, бегущий
краем моря"). От этого образы приобретают особое, символи-
ческое значение, углубляется философская направленность произ-
ведений.
Некоторые критики выделяют три периода в творческом раз-
витии Ч.Айтматова. "Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой в
красной косынке", "Первый учитель"- произведения первого эта-
па. Второй образуют повести "Материнское поле" (1963 г.) и
"Прощай, Гульсары!" (1966г.). Третий же начинается с "Белого
парохода" ( 1970 г.). Это также "Ранние журавли", "Пегий пес,
бегущий краем моря" и роман "Буранный полустанок". "Личность и
Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие- вот проблемные пары
трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более
глубинным сутям",- пишет исследователь творчества писателя
Г.Грачев.
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Чело-
век вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится
постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных при-
мет времени, индивидуальности характеров в философской повести
"Пегий пес, бегущий краем моря". Смысл ее в думах старика Ор-
гана: "... перед лицом бесконечности простора человек в лодке
ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба,
и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизме-
рен глубине и высоте миров". Всем своим содержанием эта по-
весть является подходом к роману "Буранный полустанок" ( дру-
гое название "И дольше века длится день" ). Главное в романе -
это принципиально новое осмысление времени и пространства, это
весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани
катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно.
Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых
с такой любовью изобразил автор.
Критик делил творчество писателя на три периода в 1982
году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще
более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выхо-
дит в свет "Плаха". Эта книга об отношениях Человека и Приро-
ды, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших
проявлениях для нас, и о беде нашего времени- наркомании, и
многом другом. По охвату тем, многоплановости, философскому
подходу и глубине символики это произведение превзошло все ра-
нее написанное.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"