«Униженные и оскорблённые» в творчестве Ф.М. Достоевского
Роман Ф.М.Достоевского - это "психологический отчёт одного преступления", преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу. Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его-- преступник- мыслитель, убийца - философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,чтобы помочь своим близким:матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе,о судьбе всех"униженных и оскор- блённых",о социальных и нравственных за- конах,по которым живёт человечество. Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий.Повсюду он ви- дит картины нищеты,бесправия,подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,которым некуда деться.Их примером служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов- на и многие другие.Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти.Живёт он впроголодь,ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Подо угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благоро- дство есть.Он способен глубоко чувство- вать,понимать,страдать не только за се- бя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мар- меладовым человеческого облика его не- возможно презирать.В словах Мармеладова -боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблён- ный человек,но сохранивший чувство соб- ственного достоинства,глубоко сознающий своё падение,но не в силах ничего изме- нить.Осмелишься ли осудить человека,су- дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека. Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. "Можете судить по тому, до какой степени её бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная + и фамилии известной,за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая,пошла! Ибо некуда было идти". Но облегчения не наступило и после замужес- тва:муж выгнан со службы и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников, плачут голодные дети.Не жестокость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она "весь вечер в ногах у неё на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела".Мармеладов даёт жене точную характеристику,говоря,что она "горячая,гордая,непреклонная". Но человеческая гордость её,как и Марме- ладова,попирается на каждом шагу,о дос- тоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, "некуда идти" Катерине Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает вни- мание читателей на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответству- ют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову"странно и дико было смотреть на такое явление". Соню толкает на панель нищета и невоз- можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:"больница...вино...кабаки и ещё больница...года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...". Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга "враждебно и с недоверчивостью". Все,кроме Расколь- никова,слушают"забавника"Мармеладова, "фыркая","улыбаясь","зевая",а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут"с наслаждением","хохотом и остротами". Роман"Преступление и наказание"отразил тревогу Достоевского за будущее челове- чества.Он показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут"униженные и оскор- блённые"жить дальше нельзя."Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей,темы жизнен- ного призвания человеческой личности, страдания и протеста,эгоизма и самопо- жертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных связей между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие"
Copyright © 2003—2016 "Litevv"