LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Сочинения по литературе - М. Горький



"Дно жизни" - мир иллюзий и мир фантазий (по пьесе М. Горького "На дне")


Ложь — религия рабов и хозяев.
Правда — бог свободного человека.

М. Горький


Пьеса «На дне» потрясла демократически настроенных зрителей глубиной идейного содержания, освещением острых социальных вопросов. На сцене МХАТа в 1902 году предстал мир босяков, отверженных обществом. Если раньше в литературе босяков изображали жалкими людьми, то босяки Горького с едкой насмешливостью относятся к эксплуататорам, они горды, обладают хорошими природными задатками. Пьеса показала, что ее герои придавлены социальными условиями, сбросившими их на «дно жизни». Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Горький побуждает современников поразмыслить над тем, что полезнее человеку «дна»: суровая правда или сладкая ложь? Слова Сатина, чьими устами говорит Горький, демократичны: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». В пьесе Горький обличает капитализм, показывая страшные условия быта босяков — жертв социального строя. Перед нами предстает мир отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство, все лучшее втоптано в грязь. К обездоленным тянутся лапы хищника Костылева, высасывающего за ночлег последние копейки нагло, жестоко. На «дне» жизни гибнут хорошие люди. Нас привлекает Сатин, он умен, интересно рассуждает о свободном человеке. Обнадеживает острое желание Клеща вырваться со «дна» благодаря своему трудолюбию. Нравится нам душевная чистота Наташи, мечта о честной жизни Пепла. Жаждет настоящей любви Настя. Интересен Актер, грезящий о сцене и бесплатной лечебнице для алкоголиков. Им нужна правда, а странник Лука утешает их сладкой ложью, поддерживает иллюзии ночлежников из сострадания к «черненьким» мученикам и сеет новые, на время лечит раны босяков. Сам Лука не принимает мир несправедливости, но считает необходимым жалеть людей, облегчить их страдания. Для него все босяки ничтожны, все нуждаются в утешении. В его сладостных иллюзиях нуждаются люди со слабой душой, «это мякиш для беззубых». Сам же Лука — скептик, убежденный в том, что реальное положение человека изменить невозможно, можно лишь изменить отношение человека к себе, можно примирить его с действительностью. Создание иллюзий Лукой для обитателей ночлежки — это действие пассивное, реакционное по сути. Правда жизни опровергает ложь Луки. Но вера Луки в человека («Человек все может... лишь бы захотел») не может не вызвать сочувствия. Противоречие между правдой жизни и утешительной ложью разрешается позицией автора, которую, в меру своих ограниченных возможностей, высказывает Сатин. Он начинает с объявления солидарности с Лукой: «Человек — вот правда!» Но заканчивает речь выводом, прямо противоположным взглядам Луки, о лжи, которой прикрываются господствующие классы, чтобы оправдать свое господство и «обвинить умирающих с голода». Гуманизм Сатина носит истинный характер, а гуманизм Луки губит босяков, они тянутся к иллюзиям, не хотят бороться за изменение жизни. Барон бредил прошлым богатством. Актер мечтал служить искусству и излечиться от алкоголя в бесплатной лечебнице. Наташа ожидала чуда в жизни, способного перевернуть всю ее жизнь. Квашня хвасталась свободолюбием, но кормила и терпела Барона. Настя ждала верной любви. Анна мечтала попасть в рай после смерти. Пепел мечтал зажить здоровой жизнью. А что получилось? Ложь Луки всем навредила. После его ухода наступило пробуждение от иллюзий у обитателей ночлежного дома. Актер удавился. Настя порывалась кончить жизнь самоубийством. Квашня примирилась со своей участью, Пепел угодил на каторгу. Клещ озлобился. Наташа погибла от злой руки Василисы-паука. Мир «дна» опустошен: одни впали в отчаяние, другие расселились кто куда, третьи погибли. Ложь Луки оказалась несостоятельной, недоброй. Ложь утешительная подобна лжи хозяев. Поэтому умный Сатин и говорит: «Ложь — религия рабов и хозяев». Кроме Сатина, правду о свободном человеке сказать некому. Однако Сатина нельзя назвать положительным героем. Он проповедует анархическую вольность босячества, он индивидуалист по натуре. Сатин призывает «не жалеть человека, не унижать его жалостью», а «уважать человека», так как «хорошо это... чувствовать себя человеком!». У Сатина зреет мечта о свободной жизни, чистой, честной, светлой. Свободный человек добьется истины на земле. Сатин приходит к идее единения угнетенных. Его идеалом является человек с большой буквы: «Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо! Человек!» В его словах слышится сигнал к протесту. Но умный, образованный, опустившийся Сатин не желает работать, понимая, что в эксплуататорском обществе прожить честным трудом невозможно. Он презирает людей, которые «слишком заботятся о том, чтобы стать сытыми». Человек выше сытости. Сатин проповедует ничегонеделание. Каждый босяк — индивидуалист. Чувство социальной солидарности босякам чуждо. Изменить строй они не могут. И тем не менее все настроение пьесы отражало современную автору действительность. Жестокой правде жизни и утешающей лжи Горький противопоставил высшую правду борьбы за переделку жизни. Эта высшая правда является подтекстом пьесы, Горький по-своему решает возникший в пьесе философский спор.







Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz