А.С. Грибоедов
|
Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова "Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор".
Как таковое, чиновничество появилось в России при Петре I. Именно он ввел знаменитую "Табель о рангах", где все
государственные должности делились на четырнадцать классов — от коллежского регистратора до действительного тайного
советника. Будучи прогрессивной в эпоху царствования Петра I, "Табель о рангах" к XIX веку, безусловно, устарела.
Однако так называемое просвещенное общество продолжало делить себя на четырнадцать классов. Комедия "Горе от ума" была
написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века. Все образы,
созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие
являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их
устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции,
попирающей все живое. Жизненные устои их таковы, что учиться надо, "на старших глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное -
быть богатым. Во главе всего этого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее
расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. . Это не только радушный хозяин, но и убежденный
крепостник, яростный противник просвещения. "Забрать все книги бы да сжечь", - говорит он. Фамусов мечтает повыгоднее
выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". А далее он
добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ
тысячки две родовых, - тот и жених". Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды
"века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только
родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя". О делах Фамусов беспокоится только с одной
стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними
грубо, может продать, сослать на каторгу. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику
личных выгод, службе лицам, а не делу. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то,
"что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно
такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе
типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки", он такой
же враг просвещения и науки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит Скалозуб. Совершенно очевидно,
что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной
лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка,
с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много
негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не
доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Грибоедов в своей комедии хотел намекнуть
читателю, что время "века минувшего" проходит, ему на смену приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный. В
комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" перед нами так же предстает яркое изображение быта и нравов чиновничьей России 30-х
годов XIX века. На примере маленького российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы России
того времени. Такие, как взяточничество, сплошное беззаконие, ставшее нормой, казнокрадства и попрание всякого человеческого достоинства.. Гоголь наградил
каждого персонажа комедии "говорящей фамилией". Легко, например, представить, как будет судить чиновник по фамилии
Ляпкин-Тяпкин, или как будет выполнять свои обязанности полицейский по фамилии Уховертов. Главным действующим лицом в
комедии автор предлагает признать не самого ревизора, а всю группу чиновников вместе с городничим. Изворотливый,
неглупый, выслуживающийся долгой службой, привыкший не упускать все, что "плывет в руки", т.е. взяточник и ханжа -
таким предстает перед нами глава чиновников уездного города Сквозник-Дмухановский. Он .сам признается, что "мошенников
над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать". Соревнование в
мошенничестве, казнокрадство и подлоги он возвел в норму жизни. А взяточничество для городничего настолько близко и
родственно, что он и не сомневается в его правомерности: "Это уж самим богом устроено". Всегда грубый и дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановский разительно меняется при
общении с начальством: его вежливость, обходительность и показное радушие не знают границ. Такие метаморфозы объясняются
неуемным желанием, мечтой всей жизни городничего выбиться в генералы, стать птицей высокого полета. Подобные интересы
владеют умами всех помощников городничего - это и судья Ляпкин-Тяпкин, и попечитель богоугодных заведений Земляника, и
смотритель училищ Хлопов, и почтмейстер Шпекин - манера поведения этих героев как две капли воды похожа на поведение
самого городничего. Самые значительные люди в городе, вроде судьи, который пользуется авторитетом образованного
человека, на самом деле никчемны и бездеятельны. Ляпкин-Тяпкин не только полностью не сведущ в судебных делах, но и не
занимается ими вовсе. Увлекаясь охотой, он берет взятки борзыми щенками и находит верный способ уйти от ревизии, давая
Хлестакову деньги "взаймы". Попечитель богоугодных заведений Земляника так же слывет в обществе "человеком честным", а в действительности - плут "тонкий". Онне только казнокрад и бездельник, но и ябеда: при первой же возможности он наговаривает Хлестакову на своих же
товарищей, стремясь обелить себя. Земляника так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему
больнице: "Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Почтмейстер Шпекин -
человек умственно ограниченный, не имеющий ни достоинств, ни нравственных принципов. Единственный его интерес в жизни -
это мелочное любопытство. Шпекин получает истинное наслаждение, когда злоупотребляя своим служебным положением,
распечптывает чужие письма. Его не мучают ни совесть, ни смущение, в этом он видит чуть ли не свою обязанность. Робкий и
забитый, вечно трясущийся от страха, смотритель училищ Хлопов не стремится что-либо изменить: он охвачен постоянным
страхом перед возможными ревизиями и все его действия сводятся только лишь к постоянным жалобам и нытью. Подобное отношение к своим служебным обязанностям характерно для всего чиновничества города. Такие "государственные мужи" нисколько не пекутся о людях или благоустройстве города. Их личные интересы и собственное спокойствие дороже для них всего на свете. Высмеивая и критикуя чиновничество, Гоголь раскрывает всю несостоятельность административного устройства России. Недаром писатель говорит: "В "Ревизоре" я решил
собрать все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где
больше всего требуется от человека справедливости, а за одним разом и посмеяться над всем". "Горе от ума" Грибоедова и
"Ревизор" Гоголя показывают, насколько порочен был чиновничий строй начала 19 века. Хотя я считаю, что пороки, которые
высмеивали Грибоедов и Гоголь, не исчезли с течением времени. Взяточничество, казнокрадство существуют и сейчас, только
в другом виде. Они скрываются под видом, например, благотворительности, какого-нибудь строительства, но они есть. И я считаю, что никогда не исчезнут.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|