|
|
| |
А.С. Грибоедов
|
Диалог Чацкого с Репетиловым. (Анализ 5-го явления из четвертого действия комедии А С.Грибоедова "Горе от ума".)
"Горе от ума" - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и
общественной жизни. Проблемы, поставленные в "Горе от ума", продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую
литературу много лет спустя.
Комедия "Горе от ума" - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее
жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в произведении важнейшие политические, моральные, культурные проблемы
эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской
интеллигенции, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в
общественной жизни, о деятельности тайных политических обществ, проблемы долга, чести и достоинства человека. Как
подлинно великий художник, Грибоедов отразил в "Горе от ума" существенные стороны действительности своего времени, целой
большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения.
Срывая всякие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепостнического
общества. Колорит времени, который все же отличался от последующего, николаевского, показан в сценах с Репетиловым и
имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в
период формирования идей декабристов.
Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от
ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, и Репетилов не является исключением, так как в переводе с французского
его фамилия означает "повторять". Тем самым автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие
идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия, задавая тон в
значительнй части явлений. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров
гостей с Репетиловым до Чацкого доходит сплетня о сумашествии. Ни один из героев "Горе от ума" не высказывается так
полно, как Репетилов.
Едва появившись на сцене, Репетилов тотчас же громогласно представляется участником "секретнейшего союза",
перечисляя темы, которые служат в этом "союзе" материалом для споров. Это действительно темы важные, за каждой из них –
программные положения декабристов: о камере, то есть о парламенте, о палатах народных представителей, которые являются
первейшими признаками конституционного правления; о присяжных – о приводившихся к присяге лицах, заседавших в суде, то
есть о демократической форме судебных заседаний; о государственном деле – из контекста явствует, что речь идет о
революционном перевороте. Значит, Репетилов и его приятели представляют в комедии декабристов? Однако Грибоедовым
Репетилов показан шутом и пустым прощелыгой. Разве мог автор, глубоко убежденный в правильности идей декабристов,
изобразить людей, искренне желавших духовного возрождения России, плутами и пустомелями? Конечно же, нет. Иначе это была
бы злая ирония на декабритов, да и на самого Грибоедова! Но !
тогда для чего же введен в комедию этоп персонаж?
На самом деле образ Репетилова в сопоставлении с образом Чачкого свидетельствует о глубоком понимании писателем
того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его
времени и тем либерализмом и политическим приспособленчеством, ярким выражением которого является Репетилов. В эпоху
Адександра I многие сочувствовали либеральному движению не в силу своих идейных убеждений и благородных стремлений, а
потому, что в дворянском обществе царила мода на либерализм. Используя это, многие "либералы" делали неплохую служебную
карьеру.
Как известно, Александр I не решался начать явное преследование декабристских организаций и считал вполне "в
духе времени" разные кружки, заводившиеся в обстановке клубов. В этих много и туманно рассуждали на "либеральные" темы,
подобно тому, как это изобразил в своем рассказе Репетилов.
Вместе с Репетиловым в комедию врывается тьма людей, – так колоритно описаны Репетиловым его знакомые: от князя
Григория до барона фон Клоца. Свой рассказ о членах "секретнейшего общества" Репетилов начинает с князя Григория. Князь
был одним из тех оригиналов-англофилов, которые заметно выделялись в обществе в эпоху всеобщей приверженности к
французским модам: "… век с англичанами, вся английская складка, и так же он сквозь зубы говорит, и так же коротко
обстрижен для порядка…"
"Другой – Варкуев Евдоким.", - говорит далее Репетилов. Личнсть этого персонажа характеризукт его любимая ария:
"А! Нон лашьяр ми, но, но, но" Эта ария из оперы Галуппи, которая не пользовалась широким успехом у серьезных ценителей
музыки уже в середине XVIII века. А к 1820-ым годам она тем более устарела. И упоминание этойарии как любимой вносит
комический оттенок в образ "либерального" героя, "прогрессиста" каким его представляет Чацкому в своем рассказе
Репетилов.
В своем монологе Репетилов упоминает о двух братьях, тоже являющихся членами "секретнейшего союза": "Левон и
Боринька, чуднейшие ребята! О них не знаешь, что сказать", - он не может сказать большего потому, что таких людей,
обывателей, которые неприметны в обществе, много. Но для самодержавия, для крепостного строя эти люди на вес золота. Они
никогда не скажут нового слова, никогда не сделают поступка, заставившего бы усомниться в нравственных ценностях
общества. Удушьев занимает в речи Репетилова центральное место. Рассказчик рекомендует его как "гения". Удушьев пишет
какие-то "сочинения" и печатает их в журнале. Но его статьи, пожалуй, кроме лжи и легкомыслия, ничего не содержат.
Комическое впечатление о нем составляет неловко употребленная Репетиловым пословица: "Мы его на черный день пасем", -
тем самым он предрекает приятелю роль жертвы. Каламбурное использование пословиц вообще нередкий прием "Горе от ума". В
образе Ипполита Маркелыча собраны основные качества членов !
"секретнейшего союза". Он и "ночной разбойник", и "крепко на руку не чист".
Таким образом, все чнены этого "союза", обсуждающие, пусть и невсерьез, проблемы переустройства общества,
полагают, что "умный человек не может быть не плутом". Конечно же, эти убеждения резко отличались от убеждений
декабристов. Декабристы свои таланты оддали на благо родине, а не растратили их в погоне за наградами, за чинами, за
личным благополучием.
В рассказе о членах клуба, своих приятелях, Репетилов не забыл упомянуть и о себе. Как обычно для поэтики "Горя
от ума", в речи Репетилова сатирически оттеняется яркое противоречие между тем, что рассказно, и тем, как рассказано.
Если первое – колоритная картина жизни, то второе – материал для характеристики персонажа. Репетилов рассказывает о
своей службе:
По штатской я служил тогда,
Барон фон Клоц в министры метил,
А я –
К нему в зятья.
Внесценический персонаж барон фон Клоц – типичная фигура высшей российской бюрократии, вербовавшейся зачастую
из иностранцевв. Они были чужды стране, иногда даже не понимали ее языка, своеобразия Русской культуры. Грибоедов в
своем произведении дает характеристику большинству иностранцев, состоявших на службе у императора. "Клощ" в переводе с
немецкого означает "дубина, чурбан". И такие люди становились министрами, проводили свою жизнь в праздности, жили за
счет русского народа! Это было особенно больно видеть декабристам и Грибоедову.
Репетилов также хотел стать министром, продвигаться по службе с помощью своего тестя, но прогорел: "приданого
взял – шиш, по службе - ничего". В разговоре промелькнула характерная черта того времени. Он признается, что много денег
проиграл в карты, скорее всего, специально, своей будущей родне. А дворяне проигрывали не только деньги, но и крепостные
семьи, людей. Репетилов говорит о построенном им доме на Фонтанке. В 1820-ые годы Фонтанка действительно застраивалась
домами знатных богатых дворян. Однако повествование в полной мере обнажает природу его либерализма: он буквально
поставил на карту все, что имел, чтобы вылезти в чины, и не преуспел в этом. Именно поэтому он и не доволен, не прочь
покритиковать государственную власть. Репетилов замечает, что секретати барона фон Клоца "все хамы, все продыжны". Тем
самым он намекает на взяточничество и казнокрадство, которые царили в то время. Это приносило огромный ущерб всей
государственной системе.
В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть до отдельных деталей. И появление, и
исчезновение Репетилова со сцены пародийно соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий. Таким
образом, автор вводио в "Горе от ума" трагикомическое противостояние героя – идеолога и его шутливой копии.
Репетиловщина, бывшая вполне в духе времении, являясь, по существу, лишь посрамлением идей в устах никчемного
крикуна, каков был сам Репетилов, все же представляет "свободу слова". В таком виде она была вполне терпима
правительством и даже служила лицемерной вывеской, прикрывавшей духовную пустоту и палочный режим. В комедии с
достаточной яркостью и силой показано то глубокое отвращение, какое вызывала эта клубная болтовня у мыслящего
вольнодумца Чацкого. Репетиловщина – это показной либерализм, пустое фразерство, столь ярко выраженное в знаменитых
словах Репетилова: "Шумим, братец, шумим…", - на что Чацкий отвечает: "Шумите, да и только?" В пьесе Грибоедов заглянул
далеко за горизонты своей эпохи. Руссая реалистическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни. И первой
в этом ряду классических произведений стоит комедия "Горе от ума". В ней ярко воплощены существенные стороны
действительности, основные ее противоречия и когфликты, раскрыт образ положительного!
героя, новатора своего времени, показана личная жизнь человека в ее связях с общественно-политической
действительностью.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|