|
|
| |
Толстой Л.Н.
|
) Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир", т. II, ч. 3, гл.II.)
В романе "Война и мир" нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории
за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали
нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как
вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой
характер.
По жанру "Война и мир" — роман-эпопея. Как роман он сочетает в себе черты семейного, биографического, любовного,
исторического, философского романа.
В романе трудно выделить преобладающую тему. Его предметом изображения является вся русская жизнь начала XIX века. В
числе многих тем, звучащих в романе, можно выделить тему народа в эпоху перемен и войн, тему личной жизни человека, его
жизненных путей и этических норм, тему войны.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как
считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого
просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью.
В романе есть замечательный эпизод – "Ночь в Отрадном". Начинается со слов: "Ночь была свежая и неподвижно светлая…";
заканчивается размышлением А. Болконского. Эпизод непосредственно связан с темой и идей всего произведения. И имеет
огромное значение для раскрытия замыслов писателя.
Тема эпизода – тема любви, тема нравственного возрождение героев, неба. Толстой сумел показать единение человека и
природы, способствующему возрождению личности. Эта гармония единения способствует возрождению личности. Эпизод имеет
пейзажное обрамление: начинается и заканчивается описанием пейзажа. Толстой дает очень много описания природы. Пейзаж
помогает раскрытию образов, как Андрея Болконского, так и Наташи Ростовой.
В этом эпизоде, как и на протяжении всего романа, Толстой продолжает тему неба. Небо Аустерлица и небо Отрадного – небо
любви, возрождения. Пейзаж восторженно показывает в эпизоде Наташу Ростову, которая способна восхищаться и удивляться.
Она не способна на полу чувства, она всегда естественна.
В эпизоде отсутствует описание портретов.
В эпизоде у Андрея звучит внутренний монолог. Из его размышлений мы видим, что он не романтик. У Толстого внутренние
монологи героев отличаются особым стилем — синтаксической усложненностью и своеобразным "косноязычием", призванным
передать запутанность и сложность движения мысли. Это как бы перевод с языка мыслей на язык слов. Красота природы его не
привлекает. Наташа ведет себя по-иному. Она радуется красотой природы, эта картина вызывает у нее восхищение. Девушка
привыкла к естественному восприятию природы, она способна радоваться жизни.
Большое значение в эпизоде имеет речь героев. Голос Андрея почти не слышен, присутствуют лишь размышления. Толстой дает
описание диалога Наташи и Сони. Речь у Наташи тороплива, очень много восклицания. Соня же спокойна и рассудительна.
Несмотря на то, что в эпизоде присутствует описание дома. Описание интерьера в эпизоде отсутствует.
Для князя Андрея этот эпизод является переломным моментом в жизни. Он решает: "Жизнь не кончилась в 31 год". В его душе
"…поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд…"
Голос автора в эпизоде отсутствует. Он дает только пейзажную зарисовку. Автор не вмешивается в происходящее, а только
показывает все его стороны. Авторский голос безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над
героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. М. Бахтина, роман Толстого
"монологический".
Толстой настолько реально передает пейзаж природы, что возникает чувство присутствия в момент действия событий.
Появляется чувство тишины, спокойствия, прерываемого голосом Наташи.
Одним из ценнейших и замечательнейших качеств человеческой личности Л.Толстой считал способность к совершенствованию, к
нравственному очищению и поиску смысла жизни. Не зря персонажи, нелюбимые автором, остаются неизменными, они статичны.
Для них есть заготовленные характеристики, а психологический анализ требует лишь повторения характерных для них деталей.
Истинная красота человека – не внешняя. Она внутри. Настоящая красота побуждает личность к духовным исканиям, к
совершенствованию. Л.Толстой в своем творчестве исследовал душу человека. Для него бесконечный интерес представляло то,
какой путь проходит душа в стремлении к высокому и цельному.
Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с другими, тем более они служат "необходимости",
т. е. их воля переплетается с другими волями и становится менее свободной. Поэтому общественные и государственные
деятели являются наименее субъективно свободными.
Философская проблематика романа — устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой
жизни, роль личности в истории, соотношение
свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека.
Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора, но и в монологах,
диалогах, внутренних монологах героев.
Так, любимые герои Толстого в поисках истинного и непреходящего в жизни "рвутся", "ошибаются", "путаются", постепенно
отрекаясь от системы ложных ценностей.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|