LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |

Учащимся

 :: Коллекция рефератов
 :: Школьные сочинения
 :: Краткие содержания
 :: Разборы стихов
 :: Биографии писателей
 :: Русская библиотека
 :: Готовые Д/З
 :: Архив шпаргалок
 :: Теория литературы
 :: Лекции и конспекты
 :: Тесты по предметам
 :: Полезные советы
 :: Словари и таблицы
 :: Учебные программы

Разное

 :: Поиск по сайту
 :: Прохождение игр
 :: Взломщик игр
 :: Коллекция обоев
 :: Flash Игры
 :: 3D Заставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: Фото приколы
 :: Отправка SMS
 :: Каталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: Гостевая книга
 :: Форум сайта
 :: Реклама на сайте



Толстой Л.Н.

Москва и Петербург в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".


Роман "Война и мир" - одно из крупнейших произведений мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена "диалектика души", с большой точностью показаны исторические личности, и, наконец, отлично описаны два важнейших города – Москва и Петербург.
Москва для Толстого – не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни. Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты. Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в романе "Война и мир": "Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…". Работая над романом "Война и мир", Толстой неоднократно приезжал в Москву. В этом произведении вымышленные и реально существовавшие персонажи оказываются на улицах и площадях столицы. Дом Ростовых – известный особняк на Поварской улице, дом 52, Английский клуб находится у Петровских ворот, дом князя Болконского – на Воздвиженке. Упоминаются в романе и Арбат, и Сокольники, и Маросейка, и Любянка.
Противопоставление Москвы и Петербурга – одно из основных в композиции романа. Первые сцены показывают нам северную столицу. Мы попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со "сливками" этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Л.Н. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед нами предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Всё не естественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Всё живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Контрастирует с описанием петербургского салона картина именин в доме Ростовых в Москве. Хозяин дома – граф Илья Андреевич, типичный патриархальный барин, добродушный и хлебосольный, завсегдатай Английского клуба, восторженный устроитель праздничных обедов на великое множество персон. В доме Ростовых всегда звучит музыка, отношения меж!
ду родителями и детьми доверительны и просты. Ростовы – настоящие москвичи, не думающие о том, что разоряют сами себя, беззаботные, но веселые и гостеприимные. И противоположность им – петербуржцы Курагины, семья, в которой отношения между людьми строятся на расчете.
Петербург для Толстого – это источник искушения и всяких бед. Князь Андрей Болконский признается своему другу Пьеру Безухову: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И на Пьера Безухова жизнь светского Петербурга влияет пагубным образом. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Зато как меняется настроение любимых героев Л. Н. Толстого, стоит им оказаться в Москве. Здесь иначе дышится, иначе думается, в душе героев воцаряется мир. Неудивительно, что Наташа Ростова совершает свою роковую ошибку, задумав убежать с Курагиным, именно в Петербурге, а излечивается в Москве с её церквами и соборами.
В историческом плане Толстого интересует решающий эпизод войны 1812 года – Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Писатель показываем нам, насколько по-разному ведут себя москвичи в этот трагический момент. Граф Растопчин, московский генерал – губернатор, думает лишь о своей карьере да об опасности появления "нового Пугачева", а потому препятствует формированию народного ополчения. Он с радостью играет роль "руководителя народного чувства", но не имеет ни малейшего понятия о народе, которым решил управлять. Берг, зять Ростовых, радуется тому, что появилась возможность за бесценок скупать имущество москвичей, бросающих свои дома. Но все же таких людей немного. Толстой в своем романе подчеркивает, что "большое количество москвичей" надели мундиры и проповедовали патриотизм. Охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и "прекратить несчастья всей Европы". Граф Ростов плачет, слыша !
манифест императора, и обещает: "… мы всем пожертвуем, ни чего не пожалеем". Наташа не только распоряжается разместить на половине дома раненых, но убеждает родителей в необходимости отдать подводы, на которых можно было вывести семейное "богатство, которому многие завидовали и за которое Ростовым предлагали огромные деньги". Великое значение Москвы для всех русских людей становится очевидным после прочтения строк, в которых описывается настроение русского войска перед Бородинским сражением. "Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят", - говорит Пьеру простой солдат. По мнению писателя, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство – народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было – говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!" И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались перед боем водку, потому что это "не такой день". Писатель не сомневается, что именно сдача Москвы Наполеону должна была стать той последней каплей, которая сделала неизбежным конец блистательной военной кампании Наполеона, того самого, ком Москва долгое время не давала покоя.
Стоящий на Поклонной горе Наполеон называет древнюю русскую столицу святой, видит ее красоту и величественность. Но он хотел сделать Москву лишь сценой для очередного спектакля, а город обманул его, показал все свое презрение и ненависть. Жители европейских столиц, завоеванных Наполеоном, не думали покидать свои дома, они сидели за одними столами с французами, но москвичи ощутили неизбежную необходимость уйти из города, занятого Наполеоном. И в этом поступке был залог скорой победы России.
Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. "Все было разрушено, - пишет он о Москве, лежащей в развалинах, - кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…"








Copyright © 2003—2016 "Litevv"

Двигатель торговли

 
Линкомёт







LITEVV >> ГОСТЕВАЯ КНИГА | ФОРУМ | ЧАТ | НАШ E-MAIL | СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ | РАССЫЛКА |
Hosted by uCoz