Толстой Л.Н.
|
Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 2, гл. XXI.)
В романе-эпопее "Война и мир" есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на
развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего
в себе множество идей о человеке, истории и мироздании вообще.
В Тильзите не происходит событий, которые в жизни героев имели бы такое значение, как мир с Францией в жизни России, но
эпизод находится на пересечении определённых идейных линий, затрагивая мотивы войны, справедливости, честности, а также
добавляет штрихи к портретам очень важных персонажей - императоров Александра и Наполеона.
Само историческое событие было решающим в развитии международной политики начала XIX века, к тому же встреча двух
великих императоров представлялась современникам и историкам эпохальной. Всё это заставляет ожидать от сцены заключения
мира торжественности, блеска и величия. Даже слова Бориса о том, что он хочет увидеть "le grand homme", "l\'empereur
Napoleon", а не "Buonaparte", которые можно принять за фразёрство, всё-таки предсказывают неординарность события.
Однако Толстой, подобно тому как он разрушал иллюзии относительно войны в сценах Шенграбенского и Аустерлицкого
сражений, открывает всю правду и в этом эпизоде.
События Тильзитского мира показаны Толстым в восприятии Ростова, который приезжает доставить государю прошение Денисова
о помиловании. Он едет ночью, в статском платье, чтобы не быть узнанным, и мы, следуя за ним, замечаем чувство
неловкости, неестественности и смущения, которое связывается со всем, что увидено Ростовым. Сначала вызывает
замешательство встреча с французами в квартире Бориса, к которым в армии "всё ещё продолжали испытывать смешанное
чувство злобы, презрения и страха". Однако сам Толстой безусловно не поддерживает ни Бориса, без смущения ужинающего со
своими бывшими врагами, ни Ростова, никак не отвыкающего от привычки ненавидеть французов. В этой сцене ставится под
сомнение и абсолютность чрезмерного патриотизма, которая не оспаривалась в сценах войны, и абсолютность дружественного
отношения к другому человеку, как в сцене встречи Ростова с немцем с вилами. Эта идея компрометируется тем, что выражена
сценой ужина "нелюбимого" героя - карьериста Бориса - с врагами-французами.
В эпизоде важна расстановка образов. Первая оппозиция, которую мы находим, - Борис-Ростов. Показательна сцена, в
которой Ростов просил за Денисова, а Борис "слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчинённого", между тем как
раньше сам просил за себя у князя Андрея. Ростову было неловко, в то время как раньше они общались запросто. Правила
"неписаной субординации" и ложные законы, по которым большей силой обладает тот, кто находится ближе ко двору, возвышают
Бориса над Ростовым и Толстой показывает нам несправедливо обиженных, путь к нему преграждает "невысокий полный
человек", обсуждающий "хорошо сложенную и свеженькую" девушку. Когда государь выходит на крыльцо, Ростов видит в нём
только "соединение величия и кротости", но Толстой сразу же находит недостатки Александра, показывая его фразёром:
государь "громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его", говорит: "Не могу, генерал, и потому не могу, что закон
сильнее меня" (как Наполеон на Аустерлицком поле говорил: "!
Voilá une belle mort"), уделяя внимание фразе, форме, красивой формулировке, не имеющей ничего общего с
реальной жизнью.
Ростов восхищается Александром, Борис - Наполеоном, и Наполеон оказывается так же уязвимее Александра, как Борис -
Ростова: величие его образа постоянно снижается, и Толстой то сам, то глазами своих героев подмечает его слабые черты.
Сначала Ростов замечает, что Наполеон плохо держится в седле; затем мы видим неприятно-притворную улыбку на его губах;
затем "длинный хвост свиты", тянущийся за ним, малый рост Наполеона, его "белые маленькие руки", "пухлые". Важным
становится то, что Ростов увидел, как "Бонапарте совершенно свободно, будто эта близость с государем естественна и
привычна ему, как равный общался с русским царём", в то время как Ростов был уверен, что "не может быть дружбы между
законным государем и преступником Бонапартом". Александр "улыбается Наполеону", с "ласковым выражением" что-то говоря
ему, Наполеон награждает Лазарева, которого называют тем, кто "храбрее всех вёл себя в эту войну", а между тем
несправедливо наказанный Денисов, возможно, был гораздо хр!
абрее его. Весь эпизод Тильзитского мира противопоставляется сценам войны и предыдущим главам в госпитале, в которых
раскрывалась чистая жизненная правда со всеми (и некрасивыми) истинами, правда, скрытая в этом эпизоде какими-то
формальными отношениями, множеством непонятного и неопределённого. Нельзя сказать, что внутри Ростова происходит
перелом: он не пытается разобраться в своих мыслях, "пугается их", когда думает, что не соответствует встреча "Бонапарте
с белой ручкой" и Александра представлению об осмысленности войны, "оторванных рук, ног, убитых людей". Пьяный крик
Ростова в финале эпизода - это вопль отчаяния, вызванный тягостным чувством отдаления от того, во что когда-то верил
свято, по- пытка убедить себя самого в непреложности старых истин. "Государя нет - святого нет - Бога нет - ничего нет"
- так Ростов определяет тот путь, пройти по которому он никак не согласен, так Толстой определяет формулу сомнения,
являющуюся двигателем нравственного роста человека.
Таким образом, эпизод значим из-за того, что он показывает вторую сторону изображаемого Толстым мира, сторону, не
проникнутую сознанием истины, проиллюстрированной примерами нагой жизненной правды, а непонятную, связи в которой ложны
и существуют лишь благодаря форме, насквозь неоткровенной и фальшивой; искренний человек, попавший в такой мир,
чувствует себя неловко в окружении неочевидного. За сутью этого эпизода виден и замысел всего романа: показать жизнь
людей такой, как она есть.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|