«Кому на Руси жить хорошо» – произведение о народе и для народа
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных сословий тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал 13 лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет.
Замысел поэмы несколько раз менялся. Поэт задумал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастны. «Счастливым» себя должен был назвать только бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы признавал, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, в годы подъема освободительного движения, когда сотни и тысячи юношей и девушек были увлечены демократическими идеями и в служении народу находили высшее счастье. В своей поэме Некрасов показывает послереформенную жизнь народа, его бедственное положение, что видно из названий деревень, волостей, уездов.
Это «временнообязанные»
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень,
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова.
Неурожайна тож.
Странствуя в поисках счастливого, мужики проходят через «Испуганную» и «Неграмотную» губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки. Немудрено, что «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут»... В ряде мест поэмы показана безотрадная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье — «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет. Положение народа красноречиво обрисовано в песнях: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская», «Веселая», «Соленая» и в других. Вот, например, как показан мужик в одной из песен:
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый,
Еле Калина бредет.
Безмерны народные страдания. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы полного разорения или голодной смерти. Но как ни страшна эта жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств: отзывчивости к чужому страданию, человеческого достоинства, готовности к борьбе с угнетателями.
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, коровы нет». Они же выручают Ермилу Гирина, который «бился» с купцом Алтынниковым. Крестьяне — «люди... великие» в работе. «Привычка... к труду» никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа начинает переходить в открытое возмущение:
...Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!
С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправием и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, которые задумались над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправия, принадлежит и Яким Нагой. Он понял, кому достаются плоды народного труда:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
К такому же типу крестьян принадлежит и Агап, который на брань князя Утятина — «последыша» — ответил гневными словами:
...Цыц! Нишкни!..
...Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка — и кончен бал!
Особое место занимают образы борцов за общее дело. Таковы Ермил Гирин, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий — «богатырь святорусский» и разбойник Кудеяр.
Савелий — один из тех крестьян, которые за «вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля... живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» — говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохраняет твердость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, внутреннюю гордость и благородство. «Клейменый, да не раб», — говорит он домашним. Савелий — олицетворение лучших свойств русского народа — трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр.
Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «крепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права. Не все крестьяне — бунтари. Есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа. Особенно много добровольных рабов среди дворовых:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда!
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
С негодованием рисует Некрасов таких холопов. В главе «Счастливые» — дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» — Ипата, слугу князя Утятина. Первый счастлив тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб».
Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта. Еще с большим негодованием говорит Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по положению. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам.
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей...
И поэт с удовольствием отмечает, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами. Так крестьяне относятся к Егорке Шутову, говоря: «Не бить его, так уж кого и бить?». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» выразилось и беспокойство поэта о крестьянской женщине. Судьбе крестьянки посвящены многие эпизоды и целиком вторая часть поэмы. Жизнь Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве. Она говорит:
...счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья...
Но даже в этой заботливой, ласковой семье она начала трудиться «по пятому годку». Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была...
Но счастья ей в жизни выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство — вот как сложилась ее жизнь. Женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к этому выводу приводит Некрасов читателя.
О том же говорит странникам Матрена Тимофеевна: «Не дело — между бабами счастливую искать!» Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила воли, не принизила достоинства русской женщины. В ее душе таятся сокровища доброты и благородства. И как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее.
Борцом за счастье народное изображен в поэме Некрасова семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши. Он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и личное благополучие. Некрасовский герой готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!». Гриша не одинок. «На честные пути» вышли уже сотни людей. Им, как и Грише, судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но Гришу не пугают предстоящие испытания, он знает, что его родине «суждено еще много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он знает, что многомиллионный народ пробуждается:
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Эта мысль наполняет его радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо? — Некрасов отвечает не односложно, а как настоящий художник, рисуя живой, многогранный образ «народного заступника». Вот почему поэт говорит: «Быть бы нашим странником под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — произведение о народе, его жизни, труде, борьбе. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, Некрасов обратился к сокровищам, созданным самим народом — устному народному творчеству. В фольклоре, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл фольклор «хранилищем русской народности».
Связь поэмы с фольклором проявилась в сюжете, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого.
Зачин поэмы характерен также для фольклорной литературы. Усиливая впечатление от него, Некрасов прибегает к приему многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом, о чем поспорили. Повторяют они и рассказ о той « заботушке», которая повыжила их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды». В поэме использовано большое количество народных загадок. Чаще всего Некрасов дает их вместе с отгадкой:
Замок — собачка вредная,
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом!
Язык поэмы отличается той меткостью и простотой, которые характеризуют речь народа. Поэма, главным героем которой является народ, не могла быть написана по-другому. Речь крестьян насыщена шутками, поговорками, иногда «сочными» словечками и вульгаризмами:
...хрюкалом
В канаву ляг, воды испей,
Авось, соскочит дурь!
Некрасов воспользовался всеми приемами устной народной поэзии: постоянными эпитетами («сыра земля», «черны вороны», «ветры буйные»), отрицательными сравнениями («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачинами, повторами, гиперболами и так далее.
Стих поэмы музыкален и певуч, глубоко эмоционален. Он выражает радость и печаль, гнев и жалость, презрение и любовь, окрашен то в тона беспощадно бичующей сатиры, то легкого лукавого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.
Copyright © 2003—2016 "Litevv"