Русское крестьянство в творчестве Н.А. Некрасова
Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов
В 1848 году в журнале «Современник» вышла одна из последних работ известнейшего русского критика В. Г. Белинского под названием «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В этой статье он приветствовал новое, так называемое «натуральное», направление в литературе, появившееся недавно, но успевшее уже довольно прочно в ней утвердиться. Белинский дал прекрасную характеристику этому направлению и высоко оценивал его возможности, говоря, что «натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы».
Одним из виднейших представителей этой школы был Н. А. Некрасов, который главной темой своего творчества выбрал изображение жизни русского народа. Как представитель «натурального» направления, он показывает эту жизнь такой, какая она есть, без прикрас, вникая в самые мелкие ее подробности. В произведениях этого выдающегося поэта нет намека на какую-либо «старую пиитику», Некрасов не пытается показать только лучшее, что есть в народной жизни, наоборот, он освещает в основном те ее стороны, которые могут вызвать у читателя глубокое сочувствие или гнев. Жизнь некрасовских крестьян мало радостна, беспросветна, тяжела. И тем не менее прежде всего народ у поэта выступает носителем прекрасных духовных качеств. Его герои-крестьяне часто более гуманны и мудры, чем их господа. Ведь Некрасов считал, что все лучшее создано именно народом и господствующие классы за это в долгу перед ним. Поэт всю жизнь стремился вернуть этот долг, он не случайно говорил: «Я лиру посвятил народу своему».
Н. А. Некрасов широко представил разнообразие народных характеров, и в то же время почти каждый его герой наделен, помимо общих черт, еще и индивидуальными. Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий — яркие и незабываемые личности, в будущем это настоящие народные вожаки. Богатырская сила народная вызывает у поэта восхищение и уважение, но он показывает и отрицательные стороны крестьянского характера и крестьянской жизни: пьянство беспробудное, нищету, забитость, невежество. Так, Яким Нагой говорит о себе, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет».
Некрасов осуждает и рабскую покорность народа. Например, в стихотворении «Железная дорога», показывая рабский труд крестьян, он в то же время подчеркивает их безропотность:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда —
Все претерпели мы, божие ратники,
Мирные дети труда.
Истоки подобной покорности Некрасову совершенно непонятны. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» — восклицает он, видя, как «великою скорбью народною переполнилась наша земля». Очевидно, одной из причин такой покорности было невежество крестьян. Поэтому, стараясь найти причину своего жалкого существования, крестьяне приходят порой к совершенно абсурдным теориям о «крестьянском грехе»:
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Но, несмотря на это, Некрасов верит в то, что наступит время, «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет». А пока даже самые думающие из крестьян, например Яким Нагой, чью тягу к красоте не уничтожил тяжелый быт, покупают на ярмарке простые лубяные картинки. Для них это одна из немногих светлых сторон жизни.
Некрасов в своих произведениях, и особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо», беспощадно клеймит крестьян-лакеев, с презрением относящихся к другим крестьянам. Поэт с сарказмом описывает холопскую «радость» дворовых людей при виде помещика, собирающегося на охоту, а у самих «с толокна живот подвело».
Однако большая часть крестьян у Некрасова, несмотря на все тяготы жизни, сохранила достоинство, человечность. Так, даже «примерный холоп» Яков и тот решился на протест, пусть и ценой собственной жизни. В любом произведении поэта обязательно есть образ, который не вписывается в общую образную систему холопов-работяг. Этот персонаж доступными ему способами и средствами выражает протест против своего уничижения.
Типичная участь некрасовских героев из народа — страдание. И пожалуй, наиболее ярко это страдание поэт воплощает в образе и судьбе русской женщины-крестьянки. Некрасов первым в русской литературе так подробно разработал эту тему. В стихотворении «Тройка», размышляя о дальнейшей судьбе молодой женщины, он пишет:
От работы, и черной, и трудной,
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Некрасовские героини — сильные духом, трудолюбивые, красивые русские женщины. Но и Дарье («Мороз, Красный нос»), и Матрене Тимофеевне («Кому на Руси жить хорошо»), и героине стихотворения «Тройка» — всем им приходится много страдать. Оттого в глазах их навсегда застыло «выраженье тупого терпенья» и «бессмысленный вечный испуг». Героини Некрасова вызывают не только сострадание, но и восхищение. Ведь недаром он первым из русских поэтов сравнил свою Музу с крестьянкой. Причем с той, которую наказывают кнутом. Именно так понимал Некрасов свою миссию: на муки послал его Музу «бог гнева и печали царям земли напомнить о Христе». И такое восприятие поэзии было характерно для Некрасова на протяжении всего творчества:
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.
В отличие от своих предшественников, изображавших народ с жалостью, Некрасов полностью отождествлял себя с ним, стал выразителем его боли и гнева. Поэт не просто познакомил читателей с народом, но и заставил понять и полюбить его, а свою поэзию направил в услужение народу, она стала его голосом, криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. И поэтому Н. А. Некрасов занимает особое место в русской литературе.