...Чувства добрые я лирой пробуждал...
А.С. Пушкин.
"...Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда - любовь и дружба, как чувства,наиболее обладавшие поэтом и бывшиенепосредственным источником счастия и горявсей его жизни", - считал В. Г. Белинский.
Любовнаялирика Пушкина лицейского периода написанав традициях классицизма. В ней поэт частообращается к мифологическим образам:Купидону, Венере, Амуру, и другим. Пушкиниспользует традиционную форму - формулюбовного послания: "К Наталье" (1813 г.),"К ней" (1815 г.), "Послание Лиде" (1816 г.).Стихотворение "К Наталье" обращено ккрепостной актрисе домашнего театра графаВ. В. Толстого в Царском Селе. Начинается оно признанием:
Так и мнеузнать случилось,
Что заптица Купидон:
Сердцестрастное пленилось;
Признаюсь -и я влюблен!
До встречи с Натальей поэт былподобен "легкому зефиру", он смеялся"во зло Амуру", но напрасно:
...Наконец исам попался,
Сам, увы! Сума сошел.
Далее поэт признается, чтовлюблен впервые:
Так,Наталья! признаюся:
Я тобоюполонен,
В первыйраз еще, стыжуся,
В женсткипрелести влюблен.
...ты незнаешь,
Кто твойнежный Селадон,
Ты еще непонимаешь,
Отчего несмеет он
И надеяться?- И раскрывает себя:
Знай,Наталья! - я - монах.
В "Послвнии Лиде" Пушкин называет свою возлюбленную "наперстницей Венеры":
Тебеприветливый поклон,
Любви веноки лиры звон.
В болеепоздних стихотворениях Пушкин обращается кромантизму. К этому периоду относятся стихотворения "Черная шаль" (1820 г.), "Погаслодневное светило..." (1820 г.), "Ночь" (1823 г.) и другие.
"Чернаяшаль" - стихотворение о несчастной любви,о горечи измены. Это печальные воспоминания, вызванные "черной шалью":
Когдалегковерен и молод я был,
Младуюгречанку я страстно любил
Трагичнозакончилась любовь:
Я помнюмоленья текущую кровь,
Погиблагречанка, погибла любовь!
Влюбленный несмог простить измены.
"Погаслодневное светило..." - воспоминания оРодине, о "безумной любови", опотерянной молодости:
Я вспомнилпрежних лет безумную любовь
И все, чем ястрадал, и все, что сердцу мило,
Желаний инадежд пленительный обман...
Этивоспоминания несут лишь страдания, "ранысердца" неизлечимы.
"Я помнючудное мгновенье" (1825 г.) - обращение к А. П.Керн, но выходит за рамки обыкновенного любовного послания, так как является своегорода поэтической биографией. "Душе настало пробужденье" после духовногокризиса", и явилась любовь -низменныйспутник поэзии.
"Нахолмах Грузии" (1829 г.) - размышления поэтапо поводу необычности и противоречивостиего чувств. В начале произведения - слегканамеченные поэтические образы южнойприроды:
На холмахГрузии лежит ночная мгла,
ШумитАрагва предо мною...
Чувство поэта сложно инеобычно, он пишет:
Мне грустнои легко, печаль моя светла,
Печаль мояполна тобою...
В начале следующего стихаспокойное до сих пор чувство вспыхивает:
Тобой,одной тобой... унынья моего
Ничто немучит, не тревожит...
Любовь сопровождаетсяуныньем, но уныньем легким, светлым. Работаянад рукописью, Пушкин зачеркнул слово "унынья"и написал "мечтанья", но потомвосстановил прежнее слово. Видимо, как нистранно звучала фраза, именно она точновыражала чувства поэта. Пушкин говорит, чтоэто не новая, а прежняя любовь разгорелась вего сердце:
И сердцевновь горит и любит... - Поэт размышляет надособенностью своего сердца, оно любит "оттого,что не любить не может". Стихотворениесуществует и в другой редакции, которая, помнению С. М. Бонди, является окончательной.
"Я васлюбил..." (1829 г.) - воспоминания о прошедшейлюбви, еще не совсем угасшей в душе поэта:
Я вас любилбезмолвно, безнадежно,
То робостью,то ревностью томим,
Я вас любилтак искренно, так нежно,
Как дай вамбог любимой быть другим.
Сонет "Мадона"(1830 г.) (у Пушкина одно "н") посвященбудущей жене Пушкина Н. Н. Гончаровой. Поэт отождествляет невесту с Мадонной.Стихотворение проникнуто идеей гармонии и совершенства:
Немножеством картин старинных мастеров
Украсить явсегда желал свою обитель
А лишьодной...
...чтоб наменя с холста, как с облаков,
Пречистая инаш божественный спаситель -
Она свеличьем, он с разумом в очах -
Взирали... .
Пушкин с восхищением говорит о своей невесте:
...Творец
Тебя мнениспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшейпрелести чистейший образец.
Любовьявлялась спутницей поэзии Пушкина напротяжении всей его жизни. Соответственнолюбовная лирика является неотъемлемойчастью его творчества.