|
|
| |
Вся теория литературы часть 1 |
Литература дана нам в текстах, представляющих собой пропущенную сквозь авторское сознание реальность. Текст – имеется в виду вербальный текст. Реальность – совокупность условных пространств, где так или иначе могут происходить события. Событие – со-бытие, взаимодействие двух или нескольких бытий, отдельностей, индивидуальностей. То, с чем мы не взаимодействуем, для нас нереально. И наоборот. Автор текста причастен к событию, по крайней мере, как наблюдатель. Событие порождает переживание, поток энергии, который стремится обрести форму. И эта форма – текст. Создание текста через личное переживание – процесс естественный, и его результаты мы можем назвать литературой. Текст прожитый, прочувствованный лично автором (то есть текст как результат переживания), сохраняет в себе силу, энергию переживания и спровоцировавшего переживание события, - и именно поэтому он имеет способность воздействовать на читателя. Вне зависимости от качества и уровня развитости языка, стиля и прочего. Слово (совокупность слов) может являться мантрой, инициирующей у читателя определенное состояние; то же самое касается и слов-символов - образов, являющихся ключами к изменению состояния сознания. Если автор делает это – воздействует на читателя – сознательно, то он, безусловно, профессионал, или стремится к тому. Но о воздействии на читателя как о составляющей смысловой пирамиды литературы чуть позже. Наиболее чистый текст, заключающий в себе ТОЛЬКО переживание – поэтический. Прозаический текст может включать в себя еще и другие элементы. Прежде всего, прозаический текст способен формировать пространство виртуальной/альтернативной реальности, не обязательно связанной с основным потоком опыта читателя. Подобный текст, благодаря естественному самоотождествлению читателя, например, с одним из героев, заставляет проживать и переживать события, описанные в рассказе, повести или романе. Возможность виртуального путешествия – это то, что позволяет читателю расширить границы своих возможностей, и с этой точки зрения литературу можно назвать психологическим туризмом. В наше время функции психологического туризма перенесены, главным образом, на кино и компьютерные игры, поэтому литература, ограничивающая себя простраиванием виртуальной реальности, в лучшем случае, может послужить материалом для сценариев. Что, собственно, с нею – с ее либо лучшими, либо наиболее популярными образцами – и происходит. Более сложная для понимания функция литературы – смыслообразующая. Чтобы разобраться в этом вопросе, можно начать с самого автора – с того, как и ради чего он создает свой текст. Прежде всего, надо сказать, что сильные переживания в связи с событиями, непосредственным участником которых является автор, провоцируют этого самого автора писать. Как говорилось выше, накопившаяся энергия стремится обрести форму, что бы это не означало. Первые тексты человека переживающего автобиографичны. Но, надо сказать, что по мере литературного освоения территории собственного опыта, автору там становится тесно, и он стремится выйти за ее пределы. Фактически, он переживает уже за других, или – вместе с другими. Для профессионального автора окружающая реальность (окружающая – та, что находится за пределами его Я, в каком бы то ни было понимании) является средой, с любым (в пределе с любым) элементом которой он себя может отождествить, получить соответствующий опыт, и выразить его в своем тексте. Можно с достаточной убежденностью сказать, что каждый автор, написавший больше десятка рассказов или полсотни стихотворений в течении одного месяца, явно вышел за собственные пределы и пишет необязательно о себе. Авторская расстановка акцентов – другой разговор. Точнее, если автор современен, и не стремится внести в свои произведения элемент морали, то его, авторская, индивидуальность выражается в ВЫБОРЕ ситуации, куда он решил погрузиться для последующего отображения ее в тексте. Это выбор места, где ему интересно, но не обязательно приятно или комфортно, бывать. Собственно, пребывание в Другом с приятностью и комфортом, не обещает сильных переживаний, которые необходимы для создания качественного текста. Литературные произведения, выходящие за пределы автобиографии – есть результат путешествий автора по следам газетных заметок, телевизионных новостей, или же – по пространствам чужих жизней, или же – вообще по другим мирам, чья реальность вызывает сомнения у людей ограниченных, но для автора реальность их несомненна. Он там был, и неважно в каком теле. Доказательство – его текст. Выдумка не может браться «ниоткуда», фантазия не вырастает в пустоте. Непонимание читателей – исключительно по причине несовпадения их собственного опыта с опытом автора. В сущности, лишь «путешествующий» автор способен осуществить смыслообразующую функцию литературы. Человек может писать ради внимания, ради социального самоутверждения, ради денег или воздействия на аудиторию, и в этом случае выбор им темы будет определяться рынком. Авторская индивидуальность растворяется в потребительских запросах, это обычная для массовой культуры ситуация. Если же автор ориентирован на поиск событий в выбираемых им реальностях за пределами его самого, то у него есть шанс на то, чтобы стать создателем смыслов. Смысл – ощущение значимости пережитого, чувство полноценности получаемого опыта. Создать смысл – зафиксировать его в тексте так, чтобы читатель смог его там найти и взять себе. Смысл автора становится смыслом текста, чтобы стать жизненным смыслом читателя. Смысл невербален, он – за пределами слов. Если над текстом думать, то можно вычислить его значение, но не значимость. Значимость проявляет себя исключительно в непосредственном переживании. И тут как раз и встает вопрос о технике (технологии, методе, методологии) воздействия на читателя. Дело в том, что любой автор хочет, чтобы его читали – иначе процесс создания текстов бессмыслен; слова – это средство общения, человеку с самим собой язык, речь не нужны. Любой автор хочет, чтобы его ценили. И любой автор, как и любой человек, хочет, чтобы его понимали. А понимание осуществляется на основе каких-то значимых моментов -– тех самых смыслов. Искренний автор-искатель стремится передать найденное, понятое и пережитое им самим. Проблема в том, сможет ли он это сделать. И тогда для автора встает необходимость путешествия еще в одном направлении – к душе читателя. Душа автора обнаруживается легко – она, как правило, в его текстах (именно так писатели становятся бессмертными – сохраняя свою душу (индивидуальность) в своих произведениях). Пути читательской души неисповедимы. Эта душа зачастую блуждает впотьмах, бредет, сама не зная куда. Но это для автора – наиболее удобоваримый вариант, поскольку не знающая собственных дорог читательская душа способна принять за свой собственный любой подброшенный ей путь, если он достаточно отчетлив. Другое дело – читатели определившиеся. И это для автора – наиболее интересное, поскольку здесь ему приходится приложить все свои умения и силы, чтобы увлечь такого – зрелого – читателя за собой. Зачем? Исключительно потому, что в этом автор видит свой смысл. Чтобы читали. Чтобы ценили. Чтоб понимали. Мастерство автора – это сталкинг. Выслеживание. Охота. Сперва это естественная охота за смыслами в различных реальностях. Потом… потом автор, если он намерен продолжать таковым быть, вольно или невольно становится ловцом читательских душ. А затем – проводником. Сталкером. И сталкинг его продолжается после физической смерти. ДАЛЬШЕ >>>
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|