LITEVV >> √ќ—“≈¬јя  Ќ»√ј | ‘ќ–”ћ | „ј“ | ЌјЎ E-MAIL | —ƒ≈Ћј“№ —“ј–“ќ¬ќ… | ƒќЅј¬»“№ ¬ »«Ѕ–јЌЌќ≈ | –ј——џЋ ј |

”чащимс€

 ::  оллекци€ рефератов
 :: Ўкольные сочинени€
 ::  раткие содержани€
 :: –азборы стихов
 :: Ѕиографии писателей
 :: –усска€ библиотека
 :: √отовые ƒ/«
 :: јрхив шпаргалок
 :: “еори€ литературы
 :: Ћекции и конспекты
 :: “есты по предметам
 :: ѕолезные советы
 :: —ловари и таблицы
 :: ”чебные программы

–азное

 :: ѕоиск по сайту
 :: ѕрохождение игр
 :: ¬зломщик игр
 ::  оллекци€ обоев
 :: Flash »гры
 :: 3D «аставки
 :: IQ тесты
 :: MP3 приколы
 :: ‘ото приколы
 :: ќтправка SMS
 ::  аталог ссылок
 :: Web мастеру
 :: √остева€ книга
 :: ‘орум сайта
 :: –еклама на сайте



—ловарь литературоведческих терминов



ј¬“ќЅ»ќ√–ј‘»я, прозаический жанр, описание собственной жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора (ЂЅылое и думыї ј. ». √ерцена).

јЌјѕ≈—“ - стихотворный размер, основанный на трехсложной стопе с ударением на последнем слоге.

јЌј‘ќ–ј - повторение в начале отрезков речи одного и того же звука.

јЌј –≈ќЌ“» ј - вид лирики, св€занный с именем древнегреческого поэта.

јЌ≈ ƒќ“ (от греч. anekdotos Ч неизданный),
1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии.
2) ∆анр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразна€ юмористическа€ притча.

јЌ“»“≈«ј - противопоставление пол€рных ситуаций, пон€тий, используемое в художественной литературе.

јЌЌќ“ј÷»я (от лат. annotatio Ч замечание), кратка€ характеристика содержани€ произведений печати или рукописи.

ЅјЋЋјƒј (франц. ballade, от позднелат. ballo Ч танцую),
во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (‘. ¬ийон).
Ћироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (–. Ѕернс, √. Ѕюргер, ». ¬. √ете, ¬. ј. ∆уковский). –омантические баллады Ч сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.
¬ 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворени€ Ѕ. Ѕрехта, Ќ. —. “ихонова).
Ѕј—Ќя, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с пр€мым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. ƒействующими лицами обычно выступают животные, растени€, вещи. ћногие сюжеты восход€т к Ёзопу, к индийскому сборнику Ђѕанчатантраї. яркое национальное своеобразие в басн€х ∆. Ћафонтена, √. Ё. Ћессинга, ». ј.  рылова.

Ѕ≈ЋЋ≈“–»—“» ј (от франц. belles lettres Ч художественна€ литература),
1) художественна€ проза.
2) ¬ 20 в. также массова€ литературна€ продукци€ бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведени€м высокого искусства.

Ѕ≈——ќё«»≈ - построение предложени€, при котором однородные члены или части сложного предложени€ св€зываютс€ бес помощи союзов.

Ѕ»ќ√–ј‘»я (от био... и Ђграфи€ї),
1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. —овременна€ биографи€ (напр., сери€ Ђ∆изнь замечательных людейї) вы€вл€ет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные св€зи c социокультурным миром (ср. јвтобиографи€).
2) ∆изнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.

Ѕ”–»ћ≈ (франц. bouts rimes Ч рифмованные концы), стихи на заданные рифмы; попул€рна€ форма светской Ђлегкой поэзииї 17-18 вв.

¬ќƒ≈¬»Ћ№ (франц. vaudeville, от vau de Vire Ч долина р. ¬ир в Ќормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры),
1) вид Ђкомедии положенийї с песн€ми-куплетами, романсами и танцами. ¬озник во ‘ранции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. –асцвет русского водевил€ Ч 1820 Ч 40-е гг. (ј. ј. Ўаховской, ƒ. “. Ћенский, ѕ. ј.  аратыгин, ‘. ј.  они, Ќ. ј. Ќекрасов и др.).  лассики жанра Ч Ё. —криб, Ё. ћ. Ћабиш.
2) «аключительна€ куплетна€ песенка в пьесе-водевиле.

ƒј “»Ћ№ - стихотворный размер, основанный на трЄхсложной стопе с ударением на первом слоге.

ƒ≈“≈ “»¬Ќјя Ћ»“≈–ј“”–ј, в узком смысле Ч проза о расследовании и Ђразгадкеї преступлени€, в расширительном смысле Ч изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. –одоначальник детективной литературы Ч Ё. ѕо (Ђ”бийство на улице ћоргї, 1841 и другие новеллы).
 лассические произведени€ детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (ј.  . ƒойл, √.  . „естертон, Ё. √аборио, ј.  ристи, –. —таут). ƒальнейшее развитие жанра св€зано с по€влением в детективной литературе социально-психологических мотивов (∆. —именон, ћацумото —эйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопор€дка с преступным миром, со сценами насили€ и угроз (ƒ. ’еммет, –. “. „андлер и др.).

ƒ»‘»–јћЅ (греч. dithyrambos),
1) первоначально хорова€ культова€ песнь в честь бога ƒиониса. ѕозднее литературна€ форма, близка€ к гимну и оде (ѕиндар, јрион, Ўиллер, √ердер ).
2) ѕреувеличенна€ похвала.

ƒ–јћј (греч. drama, букв. Ч действие),
1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составл€ют сюжетность, конфликтность действи€ и его членение на сценические эпизоды, сплошна€ цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. ƒраматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречи€, воплощаютс€ в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. “екст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуетс€ также с возможност€ми сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Ћитературна€ драма, реализуема€ актером и режиссером, должна обладать сценичностью. ¬едущие жанры драмы: трагеди€, комеди€, драма (как жанр), трагикомеди€. √лавные представители: Ёсхил, —офокл, ≈врипид,  алидаса, ”. Ўекспир,  альдерон де ла Ѕарка, ѕ.  орнель, ∆. –асин, ћольер, ‘. Ўиллер, √. »бсен, ƒ. Ѕ. Ўоу, ё. ќ'Ќил, Ѕ. Ѕрехт; в –оссии Ч ј. —. √рибоедов, Ќ. ¬. √оголь, ј. Ќ. ќстровский, ј. ѕ. „ехов, ћ. √орький, ј. ¬. ¬ампилов и др.
2) ќдин из ведущих жанров драматургии начина€ с эпохи ѕросвещени€ (ƒ. ƒидро, √. Ё. Ћессинг). »зображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношени€х с обществом или с собой (ЂЅесприданницаї ј. ќстровского, ЂЌа днеї ћ. √орького). “рагическое начало присуще исторической драме.

ƒ”ћј - поэтический жанр в украинской и русской литературе.

∆јЌ– - литературные формы, на которые дел€тс€ ведущие художественные роды и их виды.

»ƒ»ЋЋ»я (греч. eidyllion), поэтический жанр (в античности Ч вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии ‘еокрита, ¬ергили€, ». ‘осса, ». ¬. √ете ). ¬ переносном смысле Ч мирное беззаботное существование (обычно иронически).

 ќЋЋ≈«»я - противоречие, борьба действующих сил в художественном произведении.

 ќћ≈ƒ»я (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. ѕо принципу организации действи€ различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге (Ђ омеди€ ошибокї ”. Ўекспира); характеров или нравов Ч на осме€нии отдельных гипертрофированных человеческих качеств (Ђ“артюфї ћольера); идей, где высмеиваютс€ устарелые или банальные воззрени€ (пьесы Ѕ. Ўоу). ѕо характеру комического различают комедии: сатирические (Ђ–езизорї Ќ. ¬. √огол€), юмористические (Ђ“урандотї  . √оцци), трагикомедии. √лавные представители: јристофан, ”. Ўекспир, Ћопе де ¬ега, ћольер, ѕ. Ѕомарше,  . √ольдони, Ѕ. Ўоу, Ѕ. Ѕрехт; в –оссии Ч ј. —. √рибоедов, Ќ. ¬. √оголь, ј. ¬. —ухово- обылин, ј. Ќ. ќстровский, ј. ѕ. „ехов, ¬. ¬. ћа€ковский.

Ћ≈√≈Ќƒј (от лат. legenda, букв. Ч то, что следует прочесть),
1) в средневековой письменности Ч житие св€того и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре Ч вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийс€ рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о Ђзолотом векеї); в новейшей литературе вс€кое произведение, отличающеес€ поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
2) ¬ обиходном значении Ч что-то неверо€тное, выдумка.

Ћ»–» ј (от греч. lyrikos Ч произносимый под звуки лиры), род литературный (нар€ду с эпосом, драмой), предмет отображени€ которого Ч содержание внутренней жизни, собственное Ђ€ї поэта, а речева€ форма Ч внутренний монолог, преимущественно в стихах. ќхватывает множество стихотворных жанров, напр.: элеги€, романс, газель, сонет, песн€, стихотворение. Ћюбое €вление и событие жизни в лирике воспроизвод€тс€ в форме субъективного переживани€. ќднако Ђсамовыражениеї поэта обретает в лирике благодар€ масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вс€ полнота выражени€ сложнейших проблем быти€. ¬ысокие образцы лирической поэзии создали јнакреонт,  атулл, арабские поэты 6-8 вв., Ћи Ѕо, —аади, ‘. ѕетрарка, ƒж. Ѕайрон; в –оссии Ч ј. —. ѕушкин, ј. ј. Ѕлок.

Ћ»–ќЁѕ»„≈— »≈ ∆јЌ–џ, басни, баллады, поэмы, романы в стихах, сочетающие эпическое повествование с лирическим началом Ч непосредственным выражением переживаний, мыслей автора (Ђћедный всадникї ј. —. ѕушкина).

Ћ»“ќ“ј - художественное преуменьшение.

ћјƒ–»√јЋ (франц. madrigal),
1) в 14 и 16 Ч нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержани€, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождени€. «ародилс€ в »талии.
2) — 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

ћ≈Ћќƒ–јћј - драматическое произведение, отличающеес€ преувеличенной чувствительностью.

ћ≈ћ”ј–џ (франц. memoires Ч воспоминани€), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событи€х и люд€х, современником которых он был..

ћ»—“≈–»я, жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. ¬ представлени€х мистерий (на площад€х городов) религиозные сцены чередовались с интермеди€ми Ч вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

Ќќ¬≈ЋЋј (итал. novella), малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченна€ строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью событи€, элементами символики (Ђѕикова€ дамаї ј. —. ѕушкина, ЂЋегкое дыханиеї ». ј. Ѕунина).

ќƒј (от греч. ode Ч песн€), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославл€ющие произведени€.  ак хорова€ песн€ ода возникла в античности (ѕиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., ¬ольтер, √. –. ƒержавин ). — 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославл€ющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаютс€ и чисто инструментальные оды.

ќ„≈– ,
1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличаетс€ большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) ѕублицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и €влени€ общественной жизни, как правило, в сопровождении пр€мого истолковани€ их автором.

ѕјћ‘Ћ≈“ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого Ч конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. ѕублицистичность нередко сочетаетс€ с художественной сатирой. ѕамфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

ѕјЌ≈√»–»  (от греч. panegyrikos logos Ч похвальна€ публична€ речь),
1) литературный жанр: хвалебна€ речь (античность Ч 18 в.).
2) ¬с€кое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. — 19 в. Ч неоправданное восхваление.

ѕќ¬≈—“№, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), т€готеющий к хроникальному сюжету, воспроизвод€щему естественное течение жизни. Ћишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного геро€, личность и судьба которого раскрываютс€ в пределах немногих событий Ч эпизодов (Ђ¬ешние водыї ». —. “ургенева; Ђќдин день »вана ƒенисовичаї ј. ». —олженицына; Ђ—тарик и мореї Ё. ’емингуэ€).

ѕќ—ЋјЌ»≈, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. —тихотворные послани€ как жанр существовали от античности (√ораций, ЂЌаука поэзииї) до сер. 19 в. (ј. —. ѕушкин); позднее Ч единичные стихотворени€ (¬. ¬. ћа€ковский). ѕрозаическое послание дидактического содержани€ Ч характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

ѕќЁћј (греч. poiema),
1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. ¬ древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) Ч Ђ»лиадуї, Ђќдиссеюї, Ђѕеснь о –оландеї, что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объ€сн€ет р€д ее Ђнаследственныхї черт (историчность и героичность содержани€, легендарность, патетичность). —о времени романтизма специфически Ђпоэмноеї событие Ч само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами (Ђћедный всадникї ј. —. ѕушкина). ¬ современной поэме эпическое требование Ђзримойї событийности согласуетс€ с открыто выраженным лирическим пафосом; автор Ч участник или вдохновенный комментатор событи€ (¬. ¬. ћа€ковский, ј. “. “вардовский). ¬ 20 в. утверждаетс€ также бессюжетно-лирическа€ поэма (Ђѕоэма без √еро€ї ј. ј. јхматовой).
2) ¬ музыке Ч небольша€ лирическа€ пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническа€ поэма ), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

ѕ–»“„ј, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (Ђпремудростьї). Ѕлизка к басне; в своих модификаци€х Ч универсальное €вление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи ≈вангелий, в т. ч. о блудном сыне).

ѕ”ЅЋ»÷»—“» ј (от лат. publicus Ч общественный), род произведений, посв€щенных актуальным проблемам и €влени€м текущей жизни общества. »грает важную политическую и идеологическую роль как средство выражени€ плюрализма общественного мнени€, в т. ч. формирующегос€ вокруг острых проблем жизни. ѕублицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. ѕублицистика нередко используетс€ в художественных и научных произведени€х.

–ј—— ј«, мала€ форма эпической прозы, соотносима€ с повестью как более развернутой формой повествовани€. ¬осходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособилс€ в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. Ч и очерка. »ногда новеллу и очерк рассматривают как пол€рные разновидности рассказа.

–ќƒ Ћ»“≈–ј“”–Ќџ…, эпос, лирика, драма. ќпредел€етс€ по разным признакам: с точки зрени€ способов подражани€ действительности (јристотель), типов содержани€ (‘. Ўиллер, ‘. Ўеллинг), категорий гносеологии (объективное Ч субъективное у √. √егел€), формальных признаков (ј. Ќ. ¬еселовский), психологии (Ё. Ўтайгер). Ќесмотр€ на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическа€ поэма, лирическа€ драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). –азделение литературы на роды Ч предпосылка дальнейшего членени€ ее на виды и жанры.

–ќћјЌ (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознани€. –оман Ч эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народна€ душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественна€ жизнь предстают как относительно самосто€тельные; но Ђчастна€ї, внутренн€€ жизнь индивида раскрываетс€ в нем Ђэпопейної, т. е. с вы€влением ее общезначимого и общественного смысла. “ипична€ романна€ ситуаци€ Ч столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. ѕоскольку роман развиваетс€ в новое врем€, где характер взаимоотношений человека и общества посто€нно мен€етс€, постольку его форма по существу €вл€етс€ Ђоткрытойї: основна€ ситуаци€ вс€кий раз наполн€етс€ конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификаци€х. »сторически первой формой считают плутовской роман. ¬ 18 в. развиваютс€ две основные разновидности: социально-бытовой роман (√. ‘илдинг, “. —моллетт) и психологический роман (—. –ичардсон, ∆. ∆. –уссо, Ћ. —терн, ». ¬. √ете). –омантики создают исторический роман (¬. —котт). ¬ 1830-е гг. начинаетс€ классическа€ эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (—тендаль, ќ. Ѕальзак, „. ƒиккенс, ”. “еккерей, √. ‘лобер, Ћ. Ќ. “олстой, ‘. ћ. ƒостоевский). —реди мировых имен писателей 20 в. романисты: –. –оллан, “. ћанн, ћ. ѕруст, ‘.  афка, ƒж. ƒжойс, ƒж. √олсуорси, ”. ‘олкнер, √арсиа ћаркес, ¬. ¬. Ќабоков, ћ. ј. Ўолохов, ј. ». —олженицын. —м. также ЂЌовый романї.

–ќћјЌ— (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение дл€ голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Ќазвание Ђромансї нос€т и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

–џ÷ј–— »… –ќћјЌ, эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12-14 вв.). ¬ центре индивидуализированный образ геро€-рыцар€, его подвиги во им€ собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства (роман Ђ“ристан и »зольдаї).

— ј«јЌ»≈, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предани€, легенды, бывальщины). —уществует и как литературный жанр, генетически св€занный с фольклором.

Ђ—Ћќ¬ќї, жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности (напр., Ђ—лово о законе и благодатиї »лариона, 11 в.).

—ќЌ≈“ (итал. sonetto), тверда€ форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостиши€-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстиши€-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во Ђфранцузскойї последовательности Ч abba abba ccd eed (или ccd ede) или в Ђиталь€нскойї Ч abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. –ифма); условно к сонету относ€т Ђанглийскуюї рифмовку Ч abab cdcd efef gg (у ”. Ўекспира). ¬озник в 13 в. в »талии; особенно попул€рен в поэзии ¬озрождени€, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. ќбразец Ч Ђѕоэтуї ј. —. ѕушкина. ÷икл (поэма) из 15 архитектонически св€занных сонетов называют Ђвенком сонетовї.

—“јЌ—џ (франц. stance Ч строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержани€, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стиши€ 4-стопного €мба), напр. Ђ¬ надежде славы и добра...ї ј. —. ѕушкина.

—“»’ќ“¬ќ–≈Ќ»≈, написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественна€ форма лирики

“–ј√≈ƒ»я (от греч. tragodia, букв. Ч козлина€ песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. ќснову трагедии составл€ют столкновени€ личности с роком, миром, обществом, выраженные в напр€женной форме борьбы сильных характеров и страстей. “рагическа€ коллизи€ обычно разрешаетс€ гибелью главного геро€.  лассикой жанра стала трагеди€ ƒр. √реции (Ёсхил, —офокл, ≈врипид), ¬озрождени€ и барокко (”. Ўекспир, ѕ.  альдерон), классицизма (ѕ.  орнель, ∆. –асин). Ќачина€ с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагеди€ сближаетс€ с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: Ђћещанска€ трагеди€ї (‘. Ўиллер), трагическа€ драма (√.  лейст, ¬. √юго), историческа€ драма (ј. —. ѕушкин, ј.  . “олстой), героическа€ драма (¬с. ¬ишневский); с кон. 19 в. становитс€ актуальной трагикомеди€.

“–»ЋЋ≈– (от англ. thrill Ч нервна€ дрожь, волнение), особый тип приключенческих фильмов, литературных произведений, в которых специфические средства должны вызвать у зрителей или читателей тревожное ожидание, беспокойство, страх. Ёлементы триллера могут примен€тс€ в детективе (в т. ч. детективной литературе), гангстерских и Ђчерных фильмахї (криминальных фильмах, проникнутых ощущением безысходности, иррациональности зла).

’ќ  ” (хайку), жанр €понской поэзии. Ќерифмованное трехстишие, состоит из 17 слогов (5+7+5). ќтличаетс€ простотой поэтического €зыка, свободой изложени€.

’–ќЌ» ј (греч. chronika, от chronos Ч врем€),
1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; Ђ’роникиї –. ’олиншеда).
2) Ћитературный жанр Ч повествовательного или драматического произведени€, излагающего исторически достопримечательные событи€ в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приемы хроникального повествовани€ (Ђ—емейна€ хроникаї —. “. јксакова).
3) √азетно-журнальный жанр Ч краткое сообщение о факте.
ЁЋ≈√»я (греч. elegeia),

1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии Ч стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержани€; позднее ( аллимах, ќвидий) Ч стихотворение грустного содержани€. ¬ новоевропейской поэзии сохран€ет устойчивые черты: интимность, мотивы разочаровани€, несчастливой любви, одиночества, бренности земного быти€, определ€ет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма (Ђѕризнаниеї ≈. Ѕаратынского ).
2) ¬окальна€ или инструментальна€ музыкальна€ пьеса задумчивого, печального характера.

Ёѕ»√–јћћј (греч. epigramma, букв. Ч надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (¬ольтер), повли€вший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у ј.—. ѕушкина). ¬ античной поэзии Ч стихотворение произвольного содержани€, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи).

Ёѕ»—“ќЋя–Ќјя Ћ»“≈–ј“”–ј (от греч. epistole Ч письмо),
1) изданные письма частного характера.
2) —овокупность произведений, использующих форму письменного обращени€ к другому лицу. Ќар€ду с научной, публицистической эпистол€рной литературой распространена художественна€ эпистол€рна€ литература; основные жанры Ч стихотворное послание и роман в письмах (ЂЅедные людиї ‘.ћ. ƒостоевского). ’удожественна€ проза восприн€ла многие особенности Ђчастнойї эпистол€рной литературы как письменной формы бытовой речи.

Ёѕќѕ≈я (от эпос и греч. poieo Ч творю),
1) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихс€ национально-исторических событи€х (Ђ»лиадаї, Ђћахабхаратаї).  орни эпопеи в мифологии и фольклоре. ¬ 19 в. возникает роман-эпопе€ (Ђ¬ойна и мирї Ћ.Ќ. “олстого).
2) —ложна€, продолжительна€ истори€ чего-либо, включающа€ р€д крупных событий.

Ёѕќ— (греч. epos Ч слово, повествование),
1) то же, что эпопе€, а также древние историко-героические песни (напр., былины).
2) –од литературный(нар€ду с лирикой и драмой), повествование о событи€х, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихс€ и вспоминаемых повествователем). Ёпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной прот€женности и событийной насыщенности (сюжетность). ¬озникает в фольклоре (сказка, эпопе€, историческа€ песн€, былина). ƒо 18 в. ведущий жанр литературы. Ёпос Ч эпическа€ поэма. »сточник ее сюжета Ч народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворна€ (Ђ»лиадаї √омера, ЂЁнеидаї ¬ергили€). ¬ 18-19 вв. ведущим жанром становитс€ роман. —южеты заимствуютс€ преимущественно из современности, образы индивидуализируютс€, речь отражает резко дифференцированное много€зычное общественное сознание, форма прозаическа€ (Ћ.Ќ. “олстой, ‘.ћ. ƒостоевский). ƒревние жанры эпоса Ч повесть, рассказ, новелла. —трем€сь к полному отображению жизни, эпические произведени€ т€готеют к объединению в циклы. Ќа основе этой же тенденции складываетс€ роман-эпопе€ (Ђ—ага о ‘орсайтахї ƒж. √олсуорси).

Ё——≈ (франц. essai Ч опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра Ч ћишель ћонтень; в русской литературе образцы у ‘. ћ. ƒостоевского, ¬. ¬. –озанова, ¬€чеслава ». »ванова).

ёћќ–Ш≈— ј (нем. Humoreske, от Humor Ч юмор),
1) музыкальна€ пьеса шутливого характера; близка к скерцо.
2) ¬ литературе Ч юмористическа€ миниатюра в прозе или стихах (напр., Ђ—тихи о разнице вкусовї ¬. ¬. ћа€ковского ).






Copyright © 2003Ч2016 "Litevv"

ƒвигатель торговли

 
ЋинкомЄт

–њ–ї–µ–і—Л —Д–ї–Є—Б–Њ–≤—Л–µ, –њ–ї–µ–і—Л –Є–≤–∞–љ–Њ–≤–Њ –Њ–њ—В–Њ–Љ, –љ–∞–Љ–∞—В—А–∞—Б–љ–Є–Ї–Є –љ–∞ —А–µ–Ј–Є–љ–Ї–µ






LITEVV >> √ќ—“≈¬јя  Ќ»√ј | ‘ќ–”ћ | „ј“ | ЌјЎ E-MAIL | —ƒ≈Ћј“№ —“ј–“ќ¬ќ… | ƒќЅј¬»“№ ¬ »«Ѕ–јЌЌќ≈ | –ј——џЋ ј |
Hosted by uCoz