|
|
| |
Лекции по истории - Древняя Русь (IX-XIII вв.)
|
Образование Древнерусского государства
Образование Киевского государства - это длительный, сложный про-цесс объединения различных племен восточных славян. Первые письмен-ные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские исто-рики. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жи-ли к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Ре-зультатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых на-считывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя от-дельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое от-дельное племя в свою очередь делилось на множество родов. Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным бы-ло племя полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы древнерусского государства). (*)Земля полян носила название "русь" или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению академика Рыбакова Б.А., а также некоторых дру-гих учёных это название затем было перенесено на всю территорию вос-точных славян. Существуют также и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город. К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днеп-ра и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже - родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи. Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: за-падные славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке - Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии се-верные. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три го-да участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходи-лось уходить на другой участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, каменные зерно теки и руч-ные жернова. *Поляне получили название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от "чистых своих полей". (Карамзин Н.М. История госу-дарства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.). Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако большинство современных ученых отрицают существование такого племени. Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского происхождения, "ру-сью" называли княжеских дружинников. В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве ос-новного орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мел-кий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует на-звать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда). Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных за-трат труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. По-этому славяне жили в деревнях (*) родовыми общинами ( родами ) , они носили название " мир " ,"вервь" (**).родов имели общее имущество. Во главе родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании (вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополче-ние, из которого пополнялась княжеская военная дружина. Князь и воен-ные вожди также выбирались из лучших людей. Развитие межплеменных связей, организация совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых приводило к объединению племен, к образова-нию племенных союзов, во главе которых также стояли князья. На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные связи, развивается торговля. Происходит дальнейшее раз-витие пашенного земледелия, из которого выделяются ремесла. Распада-ются родовые общины, из них выделяются парные семьи, которые стано-вятся отдельной производственной единицей. Несколько семей объеди-няются в соседскую общину. Каждая такая община владела определенной территорией. Её владения делились на общественные и личные. Дом, при-усадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность се-мьи. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, уго-дья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Появление личной собственности привело к захвату больших участков земли бывшей родоплеменной знатью: князьями, старейшинами, военны-ми вождями в наследственную собственность (феод), к появлению бога-тых * "Деревня" - от слова "дерн" - верхний слой почвы. ** "Вервь" - веревка, которой отмеряли участок земли людей. Они использовали родоплеменные органы управления, дружину для упрочнения своей вла-сти над рядовыми общинниками. Постепенно шёл процесс формирования классового феодального общества. Крестьян называли смердами. Боль-шинство из них платили дань непосредственно князю. Постепенно всё большее количество смердов попадали в зависимость от бояр, дружинни-ков. Складывалась лично зависимая от феодалов категория крестьян: хо-лоп - раб, не имеющий своего хозяйства и работающий при дворе феодала, рядович - крестьянин, заключивший с феодалом договор (ряд) и выполняющий по нему определенные обязанно-сти, закуп- крестьянин, бравший у феодала ссуду (купу) и за это отрабаты-вал на феодала. Формируются основные феодальные повинности - оброк, барщина .(*) Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили нату-ральный характер. Они стремились обеспечить себя всем необходимым. На рынок они ещё не работали. Однако, с ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, появились излишки продуктов, кото-рые можно было обменивать на ремесленные товары. Стали складывать-ся города как центры торговли, ремесла. Они же являлись опорными пунктами обороны от внешних врагов. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния рек. Центральная часть города носила название Кремля, Крома или Детинца. Она была за-щищена валом, на котором возводилась крепостная стена. Там находились дворы князей, крупнейших феодалов, храмы, монастыри. Кремль имел форму треугольника. С двух сторон его защищали реки - естественная водная преграда. С третьей стороны выкапывали ров, наполняемый во-дой. За рвом располагался торг. К Кремлю примыкали поселения ремес-ленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ре-месленные районы, населенные людьми одной специальности, назывались слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей был путь из "варяг в греки": через Западную Двину и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаски-вались в Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского бере-га - до Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. *"Оброк "-плата феодалу деньгами или продуктами. "Барщина"-отработка повинностей на феодала. Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока.Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов. Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в. К моменту образования Древ-нерусского государства произошло объединение трех крупных славян-ских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Севе-ро-восточная Русь. Летописец начала XII века, монах Киево-Печерского монастыря Нестор связывает образование Древнерусского государства с призванием в Новго-род варяжских князей, трех братьев: Рюрика, Синеуса, Трувора (*). По этой легенде северные племена, ильменские славяне платили дань варягам, а южные славяне, поляне и их соседи находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнали варягов за море. Но никак не могли прекратить междоусобную войну между собой. Собравшиеся на Совет новгородцы решили послать за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами" (*), сказано в летописи. Так власть над Новгородом и окрестными землями пе-решла в руки варяжских князей: Рюрик осел в Новгороде, Синеус - на Бе-лоозере, Трувор - в Изборске. Есть и другие исторические версии. Так в новгородской летописи конца XV в. появилась новая версия появления варягов, согласно которой Рюрик со своей дружиной был призван слу-жить в Новгород по совету посадника Гостомысла. После смерти без-детного Гостомысла власть в городе захватил Рюрик. На рубеже XV - XVI вв. в " Сказании о великих князьях Владимирских", написанном тверским иноком Спиридоном, Рюрик - это потомок Кесаря Августа, приглашенный на княжение из Пруссии. В Иоакимовской летописи XVII в. в изложении первого русского исто-рика Василия Никитича Татищева, Рюрик - выходец из западно-славянских земель, внук Гостомысла, сын его любимой дочери Умилы. "Варяги" (норманны)-выходцы из Скандинавии. В 1724 г. Пётр I пригласил в Академию Наук двух немецких учёных Иогана Готфрида Баера и Герарда Фридриха Миллера, которые показали, что ле-топись искажена, т.к. имена братьев Рюрика - это скандинавские слова, обозначавшие, что Рюрик пришёл со своей дружиной ("Трувор") и своим домом ("синехус"). Они показали, что название "Русь" скандинавского происхождения. Императрица Елизавета Петровна поручила Ломоносову написать обоб-щающий труд по русской истории. Ломоносов отрицал варяжское проис-хождение слова "Русь", версию об организующей роли варягов в истории России. Опираясь на "Сказание о великих князьях Владимирских" Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это " по-руссия ", а руссы - славяне.В XVIII, XIX, нач. XX вв. нормандское (варяж-ское) происхождение Руси не вызывало сомнений у ученых Н.М. Карам-зина, М.Н. Погодина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.Н. Покровско-го, В.В. Мавродина. С 30-х гг. скандинавская версия пересматривается видимо по политиче-ским причинам. Она была использована Гитлером как практическое руко-водство к захватническим действиям. Доказывалась неполноценность сла-вян, их неспособность к самостоятельному развитию. Выдвигался тезис об организующей роль немцев в Польше, Чехии, Руси. Одним из извест-ных русских антинорманистов был академик Рыбаков, автор солидных монографий по истории древней Руси. До сих пор наука не в состоянии подробно осветить древнюю историю восточных славян. Большинство ученых считают, что у истоков государ-ственности восточных славян стояли варяжские князья. Однако процесс образования государства у славян уже шел и мог быть завершен и без вмешательства норманнов. Наиболее приемлемой следует считать версию о том, что варяги были приглашены как наёмное войско для защиты славян, что было обычным для того времени. После прихода Рюрика в Новгород власть в Киеве, в земле полян, где ко-гда-то правили братья Кий, Хорив и Щек, захватили другие варяги - Ас-кольд и Дир, но по некоторым источникам Аскольд и Дир были не варяга-ми, а продолжателями династии Кия. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Олег, на попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего Игоря.В 882 г. * Повесть Древней Руси. Л. 1983. С. 132. Олег совершил поход на Смоленск, Любеч и Киев, где были схвачены, а затем убиты Аскольд и Дир. Олег стал княжить в Киеве, сделал его сто-лицей объединенного государства. Он покорил древлян, северян и ради-мичей, прежде плативших дань хазарам, воевал с уличами и тиверцами. Продвижение по Дунаю, стремление овладеть торговым путем по Чёрному морю, Крымским побережьем привело к столкновению с Византией. В 907 г. Олег организовал поход морем на Константинополь. В русском флоте было 2 тыс. ладей, в каждой по 40 человек. Поход был успешным, русичи получили дани в 24 тыс. гривен, Олег повесил свой щит на воротах горо-да. Византия запросила мира. По мирному договору 911 г. Русь получала право беспошлинной торговли в Константинополе. Последние годы жизни Олега овеяны легендами. Историю " вещего" Олега (*) предсказанной ему волхвами смерти от своего коня рассказал А.С. Пушкин. Игорь, правивший после Олега (912 - 945 гг.), совершил еще два похода на Византию. Первый поход в 941 г. закончился неудачей. В решающей битве византийцы нанесли поражение русскому флоту, спалив его " греческим огнем" (горючей смесью). Второй поход в 944 г. закончился новым мир-ным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911 г. В результате упорной борьбы Игорь подчинил уличей и тиверцев, граница Киевской Руси была продвинута за Днепр. Длительная борьба продолжалась с древлянами. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в земли древлян, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княже-скую дружину и убили Игоря. Его жена Ольга (945-969 гг.) жестоко отом-стила древлянам. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в мужья своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе - сожжено в бане в Киеве. Как сообщает летопись, Ольга приказала древля-нам выдать ей в качестве дани по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажжёная пакля и когда те при-летели в свои старые гнёзда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате г. Коротень сгорел. В огне пожара погибло около 5 тыс. чело-век. Земля древлян была окончательно присоединена к Киеву. Однако Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани. * "Вещий"-мудрый, хитрый. Она установила "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани. Территориальный рост и укрепление Руси продолжалось при Святославе Игоревиче (969 - 972 гг.) (*) и Владимире Святославиче (980 - 1015 гг.).
ДАЛЬШЕ >>>
Copyright © 2003—2016 "Litevv"
| | | |
|
|
|
|
|